Дорогие друзья, этот сайт больше не поддерживается. Официальный сайт ПМФИ находится по адресу: www.pmedpharm.ru

Поиск на сайте:

Случайное изображение

0013.jpg

Как перейти?

Руководящие органы здравоохранения и высшей школы

roszdrav

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральный портал «Российское образование»

 

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 

srfv

 

 

rsr

Российский Союз ректоров

 

zdorjvros

 

pharmexpert

Все ссылки

Основные понятия

    Отчёт-2008. Часть 5 PDF Печать E-mail
    Рейтинг пользователей: / 1
    ХудшийЛучший 

    Отчёт о самообследовании Пятигорской государственной фармацевтической академии. Часть 5

     

    8. Внутривузовская система контроля качества подготовки выпускников

    8.1. Характеристика внутривузовской системы контроля качества

    Обеспечение высокого качества профессионального образования в вузе не возможно без создания системы его объективной оценки и управления качеством. Управление качеством образования как элемент менеджмента включает планирование, исполнение, проверку результата и воздействие независимо от формы контроля и интересов контролирующего субъекта. Внутривузовская система контроля качества направлена на конечный результат, проводится постоянная коррекция структуры и процессов в зависимости от получаемых сведений. Помимо объективных критериев в виде оценок в баллах существует субъективная оценка качества образования со стороны потребителя образовательной услуги, то есть студента, родителей, а также оценка качества деятельности выпускников вуза со стороны работодателей и населения. При создании модели внутривузовской системы контроля необходимо учитывать и эти субъективные оценки.

    Во внутривузовской системе контроля качества учитываются качество образовательных ресурсов (материально-техническая база, кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава), использование современных образовательных технологий, система контроля деятельности по показателям результативности.

    В Академии большое внимание уделяется разработке мероприятий, направленных на устранение выявленных дефектов и оценку эффективности принятых управленческих решений. Оценка качества и эффективности образования основана на сопоставлении фактически осуществленных мероприятий и достигнутых результатов с установленными стандартами или эталонами. Центральный методический совет осуществляет подготовку и внедрение новых учебных планов с учётом регионального компонента, рецензирует учебные пособия, методические рекомендации, тестовые задания. Деканаты координируют сроки контрольных точек у студентов, проводят систематический мониторинг текущей успеваемости и академической дисциплины, индивидуальную работу с «проблемными» студентами, информируют кафедры о принятых мерах, организуют работу старост и кураторов (на первом курсе) групп по контролю над академической успеваемостью.

    В Академии, начиная с 2003 года, велись работы по созданию и внедрению системы менеджмента качества (СМК) образования на основе положений международных и национальных стандартов ИСО серии 9000. Высшее руководство Академии (ректорат) принимало решения, касающиеся системы менеджмента качества. Мероприятия проводились в соответствии с приказами, перечень которых приведен в приложении А. Комплект документов СМК определяет организационную структуру, процессы, процедуры и ресурсы для управления качеством образования в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001 с учётом особенностей, свойственных высшему учебному заведению.

    Документы СМК взаимосвязаны между собой и обеспечивают:

    • установление и совершенствование политики и целей в области качества и методов их реализации;
    • установление текущих и будущих требований потребителей и требований по постоянному улучшению качества образования;
    • чёткое регламентирование требований, положений и процедур СМК, включая распределение прав, обязанностей и ответственности должностных лиц, структурных подразделений и исполнителей за обеспечение качества, управление качеством, а также организацию их взаимодействия с поставщиками и потребителями;
    • описание процедур по обеспечению качества, управлению качеством и улучшению качества;
    • определение критериев оценки деятельности Академии и конкретных исполнителей по вопросам качества и отражение информации о результатах этой деятельности;
    • установление потребностей в необходимых ресурсах, включая персонал и его подготовку;
    • возможность объективной оценки результативности СМК потребителем и проверяющей организацией.

    Документация СМК включает документы внутреннего и внешнего происхождения. К документам внутреннего происхождения, разработанным Академией, относятся:

    • политика в области качества;
    • руководство по качеству.

    Стандарты организации:

    • СТО СМК 02.01-2007 «Управление документацией»;
    • СТО СМК 02.02-2007 «Управление записями»;
    • СТО СМК 02.03-2007 «Внутренние аудиты»;
    • СТО СМК 02.04-2007 «Управление несоответствующей продукцией»;
    • СТО СМК 02.05-2007 «Корректирующие действия»;
    • СТО СМК 02.06-2007 «Предупреждающие действия».

    Правовые и организационные документы:

    • Устав ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия Минздрава РФ» (новая редакция), Пятигорск. 2004 г.;
    • Изменение и дополнение к Уставу ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия Минздрава РФ»;
    • Положение об Учёном совете ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия»;
    • Концепция воспитательной работы в ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия»;
    • Положение о кафедре ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия»;
    • Положение о факультете последипломного образования ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия» Росздрава;
    • Положение о выборах декана академии и факультетов ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия» Росздрава;
    • Положение о выборах заведующего кафедрой в ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия» Росздрава;
    • Положение о стипендиальном фонде;
    • Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия» Росздрава;
    • Положение о порядке получения второго высшего профессионального образования в ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия» Росздрава;
    • Положение о контроле качества подготовки провизоров в ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия» Росздрава.

    К документам внешнего происхождения относятся: законы, постановления, государственные стандарты образования, отраслевые правила, рекомендации, справочники, классификаторы, документированная информация о конкретных требованиях потребителей и других заинтересованных сторон. Процедура управления записями и документами отображена в таблице 19.

     

    Таблица 19 – Блок-схема процесса управления записями

     

    Управления записями о качестве в подразделении Академии осуществляет его руководитель. Он обеспечивает правильное ведение, учёт, хранение и уничтожение записей о качестве, а также проводит оценку результативности управления записями о качестве и своевременно осуществляет корректировку имеющихся форм записей о качестве.

    Методическое руководство по ведению и содержанию записей о качестве в Академии осуществляет Представитель руководства по качеству, которые несёт ответственность за:

    • определение всех процессов и видов деятельности, при реализации которых необходимо, целесообразно и возможно осуществлять записи о качестве;
    • разработку маршрутов движения документации, содержащей записи о качестве между подразделениями;
    • установление сроков представления информации и порядка взаимодействия подразделений при передаче и получении информации;
    • ведение и совершенствование комплекса используемых на предприятии записей о качестве;
    • разработка, совместно с другими службами, новых записей о качестве и оказание методической помощи подразделениям при их внедрении;
    • разработка, совместно с другими подразделениями, документов системы качества, регламентирующих ведение записей о качестве.

    Подразделения, отвечающие за реализацию процессов системы менеджмента качества, устанавливают перечень записей, необходимых для эффективного функционирования процесса, согласовывают его с Представителем руководства по качеству, совместно разрабатывают формы документов с записями о качестве и маршруты их движения. В каждом подразделении Академии, по усмотрению руководства, назначается должностное лицо, отвечающее за организацию работ по управлению записями. Исполнители, непосредственно осуществляющие ведение записей о качестве, должны знать перечень регистрируемых показателей (характеристик). Формы записей, порядок регистрации данных, процедуры хранения и передачи информации в другие подразделения и представителям сторонних организаций. Искажение или непредставление записей в установленные сроки, несоблюдение объема регистрируемой и представляемой информации не допускаются.

    Решение о введении новых записей о качестве в Академии принимает Представитель руководства по качеству.

    При разработке новых форм записей и модернизации действующих необходимо обеспечивать:

    • удобство при заполнении;
    • единообразие и чёткость построения данных;
    • унификацию и стандартизацию форм записей;
    • идентификацию записей посредством выбора способа нумерации или обозначения, идентичности реквизитов документов одного вида, содержащих записи о качестве;
    • исключение дублирования информации;
    • использование единой терминологии и правил оформления;
    • обеспечение возможности дальнейшей обработки.

    К работе с записями о качестве в подразделении Академии допускаются:

    • персонал подразделения Академии в соответствии со своими должностными обязанностями;
    • представители других подразделений Академии, использующие записи в своей деятельности в соответствии с процедурами СМК;
    • эксперты по внутренним аудитам;
    • уполномоченные контролирующих органов;
    • прочие заинтересованные лица – по согласованию и с разрешения ректора Академии.

    Модель СМК, основанная на процессном подходе, принятом в ГОСТ Р ИСО 9000, применительно к ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава представлена на рисунке 3. Перечень процессов на уровне Академии приведён в таблице 20.

     

    Рисунок 3 – Развитие системы менеджмента качеств Пятигорской государственной фармацевтической академии. Карта процессов

     

    Таблица 20 – Блок-схема процесса управления записями

     

    Высшее руководство Академии, используя в своей деятельности принципы менеджмента качества:

    • демонстрирует приверженность качеству собственным примером;
    • доводит до сведения работников Академии важность выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
    • разрабатывает и обеспечивает реализацию Политики в области качества;
    • устанавливает цели в области качества и определяет стратегию для их достижения;
    • ориентируется на потребности всех заинтересованных сторон;
    • обеспечивает организацию необходимыми ресурсами;
    • высшее руководство анализирует СМК с целью её постоянной пригодности и результативности.

    В 2007 году в системе ГОСТ Р был проведён сертификационный аудит на предмет соответствия СМК образования ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава требованиям международных стандартов серии ISO 9000. Аудиторская проверка показала полное соответствие СМК Академии стандартам, о чём был выдан сертификат международного образца.

    В соответствии с приказом № 4 от 28.11.07 на основании решения Учёного совета Академии от 28.11.07 для эффективного управления процессами Академии создано структурное подразделение ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава – Управление по контролю качества образования (УККО). Представителем ректора по СМК назначен профессор В.И. Погорелов.

    УККО решает следующие задачи:

    1) координация деятельности по качеству;

    2) разработка методов обеспечения управления качеством;

    3) централизованное управление процессами качества;

    4) периодическая проверка системы качества и организация работ по её совершенствованию;

    5) определение процессов СМК, их последовательности, взаимодействия и применения в Академии;

    6) установление методов получения и использования информации, полученной в процессе мониторинга процессов СМК Академии;

    7) определение и разработка индикаторов, критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности и эффективности процессов СМК Академии при их осуществлении и управлении;\

    8) ведение всей необходимой документации по качеству;

    9) разработка учебных программ по управлению качеством;

    10) связь с внешними агентствами качества (аккредитационными, сертификации, обучающими);

    11) анализ результатов деятельности Академии по качеству;

    12) подготовка рекомендаций руководству Академии по проведению мероприятий, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.

    Для обеспечения качественной работы УККО необходимо наличие подготовленных квалифицированных специалистов, в связи с чем в 2007 году ряд сотрудников Академии (начальник учебно-методического управления Г.Я. Шпунтова, зам. декана А.Ю. Терехов, зам. декана С.П. Сенченко) прошли подготовку в Ставропольском учебно-методическом центре стандартизации, метрологии и сертификации по курсу «Системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000. Внутренний аудит систем качества», о чём выданы соответствующие сертификаты.

     

    8.2. Контроль знаний студентов при самообследовании

    Характеристикой качества подготовки специалистов в Академии являются результаты итоговой аттестации выпускников. Промежуточный контроль знаний студентов по всем циклам дисциплин учебного плана осуществляется в течение каждого семестра. Знания студентов оцениваются на каждой кафедре по результатам сдачи курсовых экзаменов, контрольных заданий и тестов. Каждая кафедра располагает комплектом экзаменационных билетов, ежегодно пересматриваемых и утверждаемых проректором по УР, комплектом контрольных заданий и фондом тестовых заданий. Имеется перечень практических умений и навыков, контроль которых проводится в течение учебного семестра с фиксацией в зачётной книжке студента «зачтено».

    Промежуточный контроль знаний студентов в Академии осуществляется в соответствии с действующим учебным планом по специальности, в виде текущего и завершающего (итогового) контроля с использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов контроля, которые определяются особенностью дисциплины (устный и письменный опрос студентов на практических занятиях, тестирование, выполнение рефератов, контрольных работ, решение ситуационных задач и др.).

    Стало традицией в Академии на всех курсах в середине учебного семестра проводить промежуточную аттестацию студентов как одну из форм текущего контроля знаний. Критерии промежуточной аттестации разработаны и утверждены ЦМС Академии и доведены до сведения всех студентов Академии. Указанный вид аттестации выполняет не только контролирующую функцию, но и несёт в себе элементы воспитательной работы, т.к. контролирует и организационную сторону учебного процесса, а именно: посещение студентом лекционного курса и практических занятий, его активность на занятиях при выполнении самостоятельной работы и т.д.

    Итоговый контроль знаний студентов проводится в рамках утверждаемого расписания экзаменов на каждом курсе в соответствии с ГОС по специальности.

    Проведение зачётов и экзаменов осуществляется или традиционным способом (устные или письменные ответы на билеты), или при помощи специальных контрольных заданий для проверки знаний студентов, в том числе включая и тестовые задания. В ряде случаев используется комбинированная система по аналогии с ИГАК, т.е. тестирование и экзамен на проверку практических умений.

    По многим дисциплинам учебного плана проводятся письменные экзамены (ботаника, органическая, аналитическая и неорганическая химия).

    Экзаменационные билеты и задания (тесты, задачи, ситуационные задачи, контрольные задания, тест-карты и др.) по дисциплинам, которые в соответствии с ГОС выносятся на итоговый контроль, ежегодно рассматриваются на заседаниях кафедр и утверждаются проректором по учебной работе. Список вопросов доводится до сведения студентов за 1-1,5 мес. до сдачи экзамена или зачёта.

     

    Интернет-тестирование

    Тестирование студентов при самообследовании было проведено на всех курсах и по всем видам дисциплин, содержащимся в блоках общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин. Целью тестирования явилось определения уровня усвоения программного материала тех дисциплин, по которым сданы экзамены как в текущем, так и в предыдущих годах. Полученные таким образом результаты позволяют с определённой достоверностью судить об уровне усвоения студентами программного материала (таблица 21).

     

    Таблица 21 – Итоговые данные контроля знаний студентов, обучающихся по специальности 060108 «Фармация»
    при самообследовании в 2007-2008 учебном году

     

    По блоку общих математических и естественно-научных дисциплин процент отличных оценок самый высокий – 17,2%. По блоку общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин процент хороших оценок выше, по сравнению с другими дисциплинами. Что касается неудовлетворительных оценок, то на кафедрах общих математических и естественно-научных дисциплин, а также кафедрах специальных дисциплин их процент составил соответственно 24,6 и 20,4.

    Анализ усвоения студентами программного материала по результатам тестирования, проводимого в рамках самооценки деятельности кафедр, показал, что, выживаемость знаний является удовлетворительной и свидетельствует о достаточно высоком уровне требований к студентам. Таким образом, с определённой достоверностью можно судить об уровне усвоения студентами программного материала: выживаемость знаний остаётся удовлетворительной, усвоение материала общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

     

     

     
    Home Mail Sitemap