Дорогие друзья, этот сайт больше не поддерживается. Официальный сайт ПМФИ находится по адресу: www.pmedpharm.ru

Поиск на сайте:

Случайное изображение

0036.jpg

Как перейти?

Руководящие органы здравоохранения и высшей школы

roszdrav

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральный портал «Российское образование»

 

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 

srfv

 

 

rsr

Российский Союз ректоров

 

zdorjvros

 

pharmexpert

Все ссылки

Основные понятия

    Отчёт-2008. Часть 4 PDF Печать E-mail
    Рейтинг пользователей: / 1
    ХудшийЛучший 

    Отчёт о самообследовании Пятигорской государственной фармацевтической академии. Часть 4

     

    6. Качество итоговой аттестации выпускников

    Итоговая государственная аттестация выпускников Академии проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений Российской Федерации и письма Минздрава России № 15-15/812 от 8 октября 2001 г. в форме итогового междисциплинарного экзамена, который осуществляется поэтапно и включает следующие обязательные испытания:

    • проверку уровня освоения практических умений;
    • проверку уровня теоретической подготовки путем тестирования;
    • оценку умений решать конкретные профессиональные задания в ходе собеседования.

    Наряду с проведением итогового междисциплинарного экзамена итоговая аттестация выпускников предусматривает также и защиту выпускных квалификационных работ (дипломных работ), защиту которых Академия одной из первых внедрила в практику итоговой аттестации.

    Конкретный перечень итоговых аттестационных испытаний порядок и сроки (кроме сроков тестирования) итоговой аттестации и защиты дипломных работ устанавливаются ЦМС и утверждаются Учёным советом, и отражаются в графиках проведения всех трёх этапов итоговой аттестации.

    Отчёты о результатах итоговой аттестации выпускников докладываются председателями ИГАК на Учёном совете Академии, при этом следует отметить, что председатели ИГАК давали высокую оценку защите дипломных работ, как одной из перспективных форм итоговой аттестации.

    Аттестация практических навыков проводилась путём выполнения конкретных практических заданий, разработанных на кафедрах технологии лекарств, фармацевтической химии, ОЭФ, фармакогнозии.

     

    Проверка уровня усвоения практических умений по УЭФ

    Для проведения данного этапа на кафедре ОЭФ разработаны различные методические пособия и задания, которые включают все важнейшие разделы учебной программы и в строгом соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 060108 – «Фармация».

    Уже на 4-5 курсах студенты имеют возможность ознакомиться с перечнем заданий (фармацевтическая экспертиза рецепта, ценообразование, учёт и отчётность по товарно-материальным ценностям, денежным средствам, безналичным расчётам, налогообложению, анализу баланса).

    Практически все студенты в ходе сдачи итогового экзамена по практическим умениям справлялись с выполнением задания в течение 25-30 минут. В результате аттестации практических умений в этом году все студенты получили оценку «зачтено».

    Глубокие знания выпускники показали по разделам «Организация работы по лекарственному обеспечению лечебных учреждений», «Учёт и отчетность и бизнес-планирование аптечных организаций». Объяснением является то обстоятельство, что эти разделы были подробно разобраны в ходе практических занятий.

     

    Кафедра фармацевтической химии

    Для проведения экзамена по практическим умениям в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности «Фармация» было составлено 30 билетов, содержащих 2 вопроса. Первый вопрос касался выполнения методик анализа лекарственных веществ и готовых лекарственных форм, приготовления растворов для титрования и реактивов, и других испытаний, предусмотренных ГФ. Второй вопрос билета включал выполнение анализа лекарственной формы аптечного изготовления, умение пользоваться соответствующей нормативной документацией и заполнять соответствующие документы по результатам анализа (Приложения 2 и 3 к Приказу МЗ РФ № 214 от 16.07.97).

    На кафедре для успешной сдачи студентами экзаменов по всем 3 этапам ИГА было составлено расписание проведения консультаций к ИГА. Консультации активно посещались студентами.

    Для приёма экзамена по практическим умениям была подготовлена учебная аудитория, оборудованная всеми необходимыми приборами, реактивами, химической посудой, нормативной документацией.

    Следует отметить, что подавляющее большинство выпускников спешно справились с поставленной задачей, продемонстрировали необходимые навыки и умения по фармацевтическому анализу.

    Недостатки, выявленные при проведении экзамена по практическим умениям:

    • некоторые студенты-выпускники испытывали трудности при решении расчётных задач;
    • некоторые студенты затруднялись в проведении физического и контроля при отпуске.

     

    Кафедра фармакогнозии

    Текущий контроль проверки практических умений проводится в виде контрольных работ по диагностике неизвестных образцов гербария, сырья, неизвестных микропрепаратов и проведения качественных реакций на основные группы БАВ. В 2007/2008 уч. году эти виды работ были близки тем, которые были внесены на ИГАК.

    Экзамен по практическим навыкам умениям по кафедре фармакогнозии сдавали 358 студентов. Средний балл составил 3,93, что в целом близко к среднему показателю курсовых экзаменов и результатам собеседования.

    Как и в предыдущие годы, экзаменационный билет состоит из двух заданий:

    • приготовление микроскопических препаратов;
    • определение подлинности лекарственного растительного сырья (ЛРС).

    Критерием оценки является зачёт по дисциплине. Неаттестованных студентов нет.

    В целом, выпускники владеют приёмами и навыками фармакогностического анализа лекарственного растительного сырья, умеют обосновывать выбор фармакопейного метода анализа сырья с учётом морфологических особенностей растительного сырья, умеют работать с микроскопом, с фармакопеей и делать заключение о подлинности, чистоте и доброкачественности ЛРС.

    В ходе экзамена по практическим умениям экзаменаторы отметили следующие замечания: неуверенность в выполнении некоторых операций (приготовление срезов листа, плодов и корневищ).

    Затруднения у студентов вызывали вопросы, касающиеся определения чистоты ЛРС. Определенные затруднения студенты испытывают в латинских названиях ЛРС, производящего растения, семейства и, особенно, в написании названий.

    В соответствии с приказом МЗ РФ № 93 от 31.03.97 продолжена практика проведения междисциплинарного экзамена. Как правило, итоговому междисциплинарному собеседованию предшествует междисциплинарное тестирование.

    Тестирование проводилось одновременно с участием всех студентов-выпускников. Каждое задание включает 100 тестовых вопросов, которые равномерно распределены по 4-м специальным дисциплинам. Критерием, позволяющим студенту получить зачёт, является 71 правильный ответ.

    В 2008 г. на очном отделении в тестировании принимали участие 386 студентов. Все студенты успешно прошли данный этап аттестации. К завершающему итоговому собеседованию было допущено 322 выпускника. Остальные 64 человека защищали дипломные работы.

    Экзамен проводился по билетам, включающих ситуационную задачу и отражающих суть четырёх дисциплин. Количество ситуационных задач составило в отчётном году 60.

    Комиссия отмечает, что, как и в прошлые годы, затруднения вызывают такие вопросы, как:

    • биологические методы стандартизации;
    • теоретическое обоснование спектральных методов анализа;
    • методы анализа азотсодержащих лекарственных веществ;
    • написание латинских названий сырья и производящего растения;
    • функциональный анализ; современные мазевые основы;
    • аппаратурная схема производства мягких и ампулированных лекарственных форм;
    • невысокий уровень знаний физико-химических методов анализа (здесь должны поработать кафедры физики, аналитической химии и другие специальные кафедры);
    • мало пользуются картотекой, схемами, таблицами, НД при подготовке и ответе на вопросы ситуационных задач;
    • по-прежнему затруднения вызывает теоретическое обоснование конкретного метода анализа лекарственного препарата.

    Кроме того, как и в прежние годы, студентам не удается строить ответ комплексно так, чтобы прослеживалась логическая связь между фармацевтической химией, фармакогнозией и технологией лекарств.

    Итоги междисциплинарного собеседования на очном отделении следующие: из числа выпускников 44 (13,66%) получили оценки «отлично», 159 (49,38%) – оценки «хорошо» и 119 (36,96%) – оценки «удовлетворительно». Средний балл составил 3,77 (в 2007 году – 3,83).

    Особое внимание заслуживают выпускники, выполняющие дипломные работы. В отчётном году из числа выпускников 64 человек представил к защите дипломные работы от специальных кафедр с участием естественно-научных кафедр. При этом 13 (20,3%) дипломные работы были представлены от 1 кафедры, а 51 (79,7%) являлись комплексными работами. Таким образом, подавляющее большинство работ выполнены комплексно на специальных и базовых теоретических кафедрах. Однако комплексирование в подготовке дипломных работ по большому количеству кафедр затрудняет согласование различных разделов и возможно не совсем целесообразно. По сути дипломные работы отражали научные направления соответствующих кафедр и выполнены на современном научном уровне.

    С оценкой «отлично» защищены 47 (73,4%) работ, с оценкой «хорошо» – 17 (26,6%).

    В 2008 году в Пятигорской государственной фармацевтической академии состоялся 65-й выпуск специалистов. Выдано дипломов 356 (квалификация «провизор»), 30 (квалификация «Магистр фармации»), в т.ч. дипломов с отличием – 51.

    Итоговая государственная аттестация проведена в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений Российской Федерации».

    Общий средний балл по итоговой государственной аттестации выпускников очного отделения составляет 3,93, в том числе:

    • по междисциплинарному экзамену – 3,77;
    • по защите дипломных работ – 4,74.

    Государственная аттестационная комиссия отмечает, что выпускники 2008 года освоили материал, предусмотренный учебными программами в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом.

    В 2008 году в Пятигорской государственной фармацевтической академии состоялся 65-й выпуск специалистов (заочное отделение). Выдано дипломов 254 (квалификация «Провизор»), 1 (квалификация «Магистр фармации»).

    Итоговая государственная аттестация проведена в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений Российской Федерации».

    Общий средний балл по итоговой государственной аттестации выпускников заочного отделения составил по междисциплинарному экзамену – 3,41, в том числе «отлично» – 10 чел. (3,92%), «хорошо» – 85 чел (33,3%), «удовлетворительно» – 160 чел. (62,7%).

    Комиссия, обобщив результаты всех этапов государственной аттестации, считает, что качество подготовки специалистов в Пятигорской государственной фармацевтической академии отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта по высшему фармацевтическому образованию (по специальности 060108 «Фармация»), а выпускники обладают достаточным уровнем профессиональных знаний и умений и заслуживают присвоения им квалификации – провизор общего профиля.

    Рекомендации ИГАК:

    1. Кафедрам Академии активней использовать Интернет-технологии в обеспечении учебного процесса, создавать учебники, пособия, методические рекомендации на электронных носителях для студентов заочного отделения.

    2. Кафедрам продолжить разработку учебно-методических материалов по темам, в недостаточной степени изложенных в учебниках, с учётом постоянно изменяющейся нормативной базы фармацевтической деятельности, ассортимента лекарств, требований к качеству.

    3. Совершенствовать содержательную часть билетов по двум этапам ИГА с учётом рекомендаций Координационного учебно-методического совета по фармации, этапу по проверке уровня практических умений и этапу междисциплинарного собеседования.

    4. Преподавательскому составу Академии следует обратить внимание на более строгую и объективную оценку знаний в течение учебного семестра и при проведении курсовых экзаменов.

    Данные о качестве подготовки студентов приведены в таблицах 13-17.

     

    Таблица 13 – Итоги тестирования выпускников в 2008 году

     

    Таблица 14 – Защита дипломных работ в 2008 году

     

    Таблица 15 – Качество итоговой аттестации выпускников Пятигорской государственной фармацевтической академии в период с 2004 по 2007 годы

     

    Таблица 16 – Итоги успеваемости студентов Пятигорской государственной фармацевтической академии за 2003-2004 и 2006-2007 учебный год

     

    Таблица 17 – Выпуск специалистов по годам за последние пять лет (относительное число окончивших вуз к числу зачисленных по определённой образовательной программе) с учётом иностранных студентов

     

    7. Востребованность выпускников

    Важным показателем оценки качества итоговой подготовки выпускников является их востребованность на региональном и российском рынке труда.

    По данным ЦМИ «Фармэксперт» по рейтингу наиболее влиятельных медицинских вузов России в 2006-2007 гг. Академия занимает третье место, а среди фармацевтических вузов России – первое место по востребованности выпускников на фармацевтическом рынке.

    Работу по исследованию рынка труда ведут все сотрудники Академии и сами студенты. Организует и корректирует работу Совет содействия трудоустройству выпускников. Поиск мест для трудоустройства выпускников ведется по пяти основным направлениям:

    • силами преподавателей кафедр и сотрудников Академии;
    • заключение целевых договоров на обучение;
    • самостоятельный поиск рабочих мест силами студентов;
    • поиск рабочих мест в сети Интернет;
    • по заявкам работодателей на трудоустройство выпускников.

    В результате проведённого мониторинга рынка и анализа полученных данных создаётся сводная ведомость ожидаемой потребности в специалистах по России, так количество предложений на трудоустройство превышает более чем в 4 раза число выпускников.

    Большое внимание в Академии уделяется автоматизации процесса управления, в том числе и вопросу трудоустройства выпускников. Внедрён проект «Практика и трудоустройство», Академия заключает договора на прохождение практики студентов 5 курса с их трудоустройством на вакантные должности в аптечных учреждениях. Главная цель – приближение учебного процесса к потребностям, задачам и нуждам реального рынка труда. Студент получает возможность в условиях производства установить контакт с работодателем, заинтересовать его и главное – получить реальную базу для трудоустройства. Так, налажено тесное сотрудничество по вопросам трудоустройства молодых специалистов в г. Москве, г. Санкт-Петербург, г. Сочи, Ростовской области, Краснодарском крае и других регионах Российской Федерации. В настоящее время заключены договоры с более чем 70 аптечными предприятиями различных регионов России.

    Для студентов 4-х и 5-х курсов проводятся встречи и круглые столы с работодателями, на которых будущие специалисты могут напрямую узнать интересующую их информацию. В ноябре-декабре 2007 года в проведении круглых столов приняли участие более 10 работодателей, проинформировавших студентов-выпускников о своих проблемах и ответивших на вопросы студентов. В ходе проведения круглых столов было заключено более 15 новых договоров на трудоустройство. В таблице 18 представлено распределение выпускников дневной формы обучения.

     

    Таблица 18 – Распределение выпускников дневной формы обучения
    (кроме обучающихся с полным возмещением затрат на обучение) в 2004-2007 гг.

     

    Академия старается оперативно реагировать на изменение рынка труда. Постоянно ведется сбор информации по состоянию рынка труда и рабочей силы на фармацевтическом рынке и оперативно доводится информация до выпускников текущего года с целью их трудоустройства.

    Вопросы профессионально-отраслевой и региональной подготовки специалистов реализуются за счёт учёта интересов государственного заказа и потребностей регионов. Контингент подготовки специалистов по госзаказу определяется на основании выигранных тендеров. Учёт интересов регионов осуществляется за счёт целевого набора студентов на бюджетную форму обучения.

    В настоящее время из общей «Программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников» нашли решение следующие вопросы:

    1. Отработана система управления (организационное обеспечение) и координации деятельности Центра содействия трудоустройству выпускников.

    2. Создан Интернет-сайт Академии, содержащий основные сведения о структуре Академии, условиях поступления, её истории. В рамках данного информационного портала функционирует постоянно действующий форум, на котором можно получить информацию о работодателях.

    3. Проведён анализ взаимодействия рынка труда и образовательных услуг в региональном аспекте и анализ потребности предприятий и организаций региона в фармацевтических специалистах.

    4. Разработаны механизмы партнёрства «вуз-регион».

     

     

     
    Home Mail Sitemap