Дорогие друзья, этот сайт больше не поддерживается. Официальный сайт ПМФИ находится по адресу: www.pmedpharm.ru

Поиск на сайте:

Случайное изображение

0021.jpg

Как перейти?

Руководящие органы здравоохранения и высшей школы

roszdrav

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральный портал «Российское образование»

 

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 

srfv

 

 

rsr

Российский Союз ректоров

 

zdorjvros

 

pharmexpert

Все ссылки

Основные понятия

    Отчёт-2008. Часть 3 PDF Печать E-mail
    Рейтинг пользователей: / 1
    ХудшийЛучший 

    Отчёт о самообследовании Пятигорской государственной фармацевтической академии. Часть 3

     

    4. Качество содержания подготовки выпускников

    В Пятигорской государственной фармацевтической академии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию реализуются профессиональные образовательные программы по специальности 060108 «Фармация». Академия осуществляет подготовку специалистов по очной и заочной формам обучения. В 2007-2008 учебном году в Академии обучалось 3816 человек, из них по очной форме – 2070 человек, по заочной форме – 1746 человек. Численность контингента студентов представлена в таблице 10.

     

    Таблица 10 – Численность контингента студентов по специальности на 01.01.08 (очная форма обучения)

     

    Основные образовательные программы, разработанные в Академии, включают обозначенные в нормативных документах цели подготовки специалистов, рабочие учебные планы, рабочие программы по дисциплинам учебных планов, квалификационные характеристики специалиста, материалы промежуточных и итоговой государственной аттестаций.

    В ходе самоаттестации одним из направлений самоанализа является оценка степени соответствия действующих Основных образовательных программ, учебных планов, рабочих программ дисциплин, программ практик и промежуточных аттестаций требованиям ГОС по аттестуемой специальности.

    Учебный план по специальности 060108 «Фармация», утверждённый Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2000 году, соответствует Государственному образовательному стандарту (ГОС). В учебном плане учтено объёмное соотношение по блокам дисциплин, объём практической подготовки, формы и количество промежуточных аттестаций, требования к проведению итоговых государственных испытаний, в полной мере реализован федеральный компонент государственных образовательных стандартов, а региональный компонент, разработанный в Академии, рационально используется в виде введения электива по актуальным вопросам гуманитарных дисциплин. Согласно учебному плану, составленному в соответствии с Государственным образовательным стандартом, подготовку специалиста обеспечивают четыре цикла (блока) дисциплин:

    • гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
    • естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины;
    • дисциплины специальности;
    • профессиональные дисциплины.

    В основе преподавания дисциплин по учебным планам заложены программы, составленные ГОУ «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» и утверждённые Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

    Учебно-методический отдел Академии провёл организационную работу и в настоящее время имеет весь пакет ГОСов и программ, утверждённых центральными структурами, в том числе программы отраслевого стандарта послевузовского образования, на различных электронных носителях (СD-диски, дискеты), что позволяет оперативно осуществлять управление учебно-методическим процессом. Разные варианты носителей дают возможность обеспечивать кафедры новой информацией согласно их техническим возможностям и потребностям.

    Учебные рабочие программы дисциплин с внесённым региональным компонентом включают тематические планы учебных занятий, содержание учебных тем по видам занятий, список иллюстративного материала и учебно-лабораторного оснащения, список обязательной и дополнительной литературы.

    Учебно-методический комплекс по дисциплине содержит методические материалы для студентов и преподавателей, пакеты для контроля текущей и итоговой успеваемости, а также наборы аттестационных педагогических измерительных материалов, используемых для контроля выживаемости знаний. Все учебно-методическое обеспечение учебных рабочих программ, их соответствие ГОС обсуждается на заседаниях кафедр, методических советах. Анализ учебных программ показывает, что они соответствуют обязательному минимуму содержания образовательных программ по дисциплинам, требованиям, предъявляемым к уровню подготовки специалистов.

    В Академии имеется полный набор утверждённых центральными структурами примерных программ по дисциплинам додипломного и послевузовского образования на электронных носителях и в печатных формах.

    Учебные рабочие программы имеются на всех кафедрах по всем преподаваемым дисциплинам и включают в себе тематические и календарные планы учебных занятий, лекций, перечень демонстрационного материала и лабораторного оборудования, список основной и дополнительной литературы. При составлении списка рекомендуемой литературы кафедры работают по согласованию с библиотекой: практически каждый рекомендуемый источник имеется в библиотеке Академии.

    Все учебно-методические материалы обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедр, цикловых методических комиссиях и советах, Центральном методическом совете.

    Учебные программы соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню подготовки специалистов по аттестуемой специальности. Учебный рабочий план характеризуется следующими параметрами.

    1. Продолжительность обучения составляет 5 лет. Общий объём часов (включая практики), отводимых на освоение основной образовательной программы и заложенный в ГОСте в полном объёме отражается в учебных планах.

    2. В учебном плане на теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии отведено время, соответствующее требованиям ГОС.

    3. В Академии объём аудиторных занятий студента не превышает в среднем 36 часов в неделю. Общий объём учебной нагрузки студента – 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и самостоятельной учебной работы.

    4. Все учебные дисциплины, предусмотренные Государственным образовательным стандартом, отражены в учебном плане. Объём дисциплин обеспечивает необходимый ритм их освоения и составляет от 2 до 5 часов в неделю. Разделение аудиторных часов на теоретические и практические занятия осуществляется с учётом статуса дисциплин и их принадлежности к определённому циклу. При этом на аудиторные занятия со студентами в учебном плане выделено 2/3 объёма времени общей трудоёмкости. Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящей образовательной программой составляет не менее 1/3 объёма времени общей трудоёмкости. Последовательность дисциплин профессионального цикла и цикла специализации определяется рабочим учебным планом. Последовательность дисциплин цикла гуманитарных и социально-экономических; естественно-научных, математических и медико-биологических дисциплин определяется логикой подготовительного процесса к восприятию, усвоению, углублению и конкретизации специальных знаний. В учебном плане выдерживается норматив семестровых промежуточных аттестаций. По многим дисциплинам зачёты проводятся в форме тестирования, что экономит время и даёт возможность более эффективно оценивать полноту и системность освоения знаний. На кафедрах, где имеются кафедральные компьютерные классы, тестирование проводится по компьютерным программам тестового контроля с использованием аттестационных педагогических измерительных материалов. В учебном плане предусмотрено параллельное ведение 8-9 дисциплин. Это способствует выравниванию ритма контрольных мероприятий, а также обеспечению разумного объёма часов изучаемых дисциплин. Дисциплины специальности преподаются, главным образом, во второй половине образовательного процесса. Их объём соответствует часам, рекомендуемым стандартом.

    5. Государственным образовательным стандартом предусмотрено выделение времени на региональный компонент до 15% общего объёма каждого цикла дисциплин.

    При составлении рабочих программ кафедрами соблюдены требования ГОС в части изменения объёма часов, отводимых на усвоение учебного материала в пределах 5-10% для всех циклов дисциплин.

    Рабочие учебные планы и рабочие программы по дисциплинам составлены с учётом региональных особенностей (особенно по циклу социально-экономических и гуманитарных дисциплин).

    Для специализированной подготовки студентов в рабочие учебные планы введены дисциплины по выбору студентов по всем блокам дисциплин (элективные курсы). Эти элективные дисциплины дают возможность расширить познания студентов как по блокам гуманитарных и социально-экономических; естественно-научных, математических и медико-биологических дисциплин, так и по блокам профессиональных дисциплин и дисциплин специальности. Поступление новой информации, в т.ч. в виде элективов, позволяет, по существу, проводить экспертную оценку этой информации. Наличие курсов по выбору даёт возможность проходить ступенчатую строгую проверку на востребованность элективного курса в студенческой среде, является показателем работы кафедры по продвижению близких ей идей в студенческую массу, поскольку студент выбирает то, что близко его интересам, о чём он знает от своего преподавателя и из чтения специальной и популярной литературы.

    Тематика элективных курсов по некоторым дисциплинам является оригинальной и основана на научно-исследовательских работах кафедр, сохраняет преемственность преподавания дисциплин основных циклов и направлена на углубление теоретической и практической подготовки будущих специалистов.

    Из блока социально-экономических и гуманитарных дисциплин элективные курсы изучаются по истории отечества и русскому языку, из блока естественно-научных дисциплин – по неорганической химии, а из блока дисциплин специальности элективные курсы изучаются по технологии лекарств, фармакогнозии, фармацевтической химии.

    Рабочие программы по дисциплинам, а также тематика элективных курсов ежегодно пересматриваются и утверждаются на заседаниях кафедр. Все программы оцениваются по наличию преемственности научной и практической значимости вопросов востребованности предмета в других дисциплинах и в профессиональной деятельности и утверждаются ЦМС Академии.

    С целью активизации познавательной деятельности студентов в Академии разрабатываются, апробируются и внедряются в практику разнообразные формы совершенствования учебного процесса, направленные на повышение его результативности: промежуточный контроль знаний студентов, деловые игры, дискуссии, обучающие компьютерные программы (1С-Предприятие, КонсультантПлюс), обучение по индивидуальному графику, использование конкретных производственных ситуаций и тестовых заданий для контроля знаний студентов.

    Анализ распределения учебного времени, отводимого на изучение всех блоков дисциплин учебного плана, показывает, что он выдерживается и соответствует требованиям федерального компонента ГОС к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060108 «Фармация». Так, на изучение блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин предусмотрено до 30% всего учебного времени, причём удельный вес аудиторной нагрузки данного блока дисциплин, как и дисциплин других блоков учебного плана, составляет не менее 60%. Объём часов и перечень дисциплин по всем блокам учебного плана соответствует ГОС ВПО.

    Проведенный в ходе самоотестации анализ соответствия образовательных программ и учебно-методической документации требованиям ГОС ВПО по аттестуемой специальности 060108 «Фармация» позволяет сделать вывод, что представленные к аттестационной экспертизе профессиональные образовательные программы по срокам подготовки, структуре учебных планов, объёму часов по блокам и перечню дисциплин, уровню учебно-методического и организационно-методического обеспечения профессиональных образовательных программ соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

     

    5. Качество организации учебного процесса

    5.1. Внедрение новых форм и методов обучения

    В Пятигорской государственной фармацевтической академии наряду с традиционными методиками преподавания высшей школы в учебном процессе широко используются активные методы обучения и новые информационные технологии. Создаваемая в Академии Единая информационная образовательная среда позволяет внедрять в учебный процесс высокие образовательные технологии. На их эффективное применение нацелено решение задач по созданию ресурсов компьютерного оснащения, средств телекоммуникаций и программного обеспечения; по обучению преподавателей и студентов навыкам работы на компьютере, пользованию методами и средствами информационных технологий; по формированию устойчивой системы информационной поддержки и обеспечения условий реального использования информационных технологий в учебном процессе.

    Широкое применение в учебном процессе находят электронные учебники, мультимедийные средства, использование которых позволяет студентам оперативно овладевать необходимой по тематике занятий учебной информацией. Электронные учебники обеспечивают активное усвоение материала за счёт контроля знаний на различных стадиях работы с использованием мультимедийных элементов. Студент имеет возможность выбрать и распечатать наиболее значимые фрагменты учебного материала для дальнейшей работы. Использование фонда электронных учебников признано одним из приоритетных направлений информационного обеспечения учебного процесса, в связи с чем кафедры активно создают электронные пособия для студентов. Так на кафедре ОЭФ разработана система тестирования «Тест ИГАК-2007» для самоподготовки к итоговому государственному тестированию студентов 6 курса заочного отделения, которую можно использовать на любом доступном компьютере.

    Внедрение локальных сетей в компьютерных классах и структурных подразделениях гарантирует современное информационное обеспечение, как на учебных занятиях, так и при подготовке к ним.

    Современная компьютерная и презентационная техника позволяет внедрять новые формы обучения. Так, на кафедрах фармакологии, ботаники, микробиологии, фармацевтической химии, технологии в лекционный курс внедрена новая форма предоставления материала с использованием мультимедийных проекторов.

    На кафедре физической и коллоидной химии планируется установка лабораторного комплекса «Химия», включающего в себя модуль измерительной аппаратуры и компьютеры, которые в количестве двух штук имеются на кафедре. С целью популяризации возможностей компьютерного исследования и овладения его методиками на кафедре организован с 2005 г. и работает семинар «Компьютерное конструирование лекарств». Занятия посещают как студенты всех курсов, так и аспиранты.

    Значительное распространение в учебном процессе получила такая форма обучения как деловая игра с распределением ролей. Так, на кафедре организации и экономики фармации проводятся занятия в форме деловой игры по дисциплинам «Управление и экономика фармации» («Служебные коммуникации», «Конфликты в фармации», «Приём на работу», «Ярмарка лекарств» и др.). Опрос в форме деловой игры, кроме глубоких и полных ответов, предполагает вовлечение студентов в активное обсуждение проблемы, а также приобретение навыков и умений строить правильно речь в споре и высказываться аргументировано, убедительно и уверенно. Так, на кафедре философии по отдельным темам проводятся семинары с элементами ролевой игры (культурно–интеллектуальной, дидактической и др.). На семинарских занятиях по всем преподаваемым дисциплинам используется метод дискуссий, в особенности по проблемам современности на тему: «Культура и молодёжь»; «Массовая и элитарная культура»; «Культура поведения»; «Культура постмодернизма». В ходе изучения философии дискуссии сопровождают обсуждение следующих проблем: «Бытие человека в мире», «Искусственный интеллект: миф или реальность?», «Техника и человек», «Религия в современном мире» и др. Дискуссионный характер имеет обсуждение практически всех проблем биоэтики: трансплантации, клонирования, эвтаназии и др. Кроме традиционного выступления с рефератом и докладом в семинарских группах вводится практика оппонирования выступлений докладчика заранее назначенными студентами. В элективном курсе «Социология медицины и здравоохранения» студент направляется на поиск и анализ конкретной информации статистических данных результатов социологических опросов, касающихся здоровья состояния здравоохранения в современной России.

    По дисциплинам «Биоэтика» и «Культурология» часто практикуются «семинары-экскурсии». Так, при изучении темы «Православие и биоэтика» студенты посещали Второафонский монастырь; при изучении отдельных тем культурологии студенты совершают экскурсии в городской музей, а также в Театр музыкальной комедии на спектакли.

    Кроме участия в конференциях, студенты принимают участие в различных чтениях, устраиваемых в Пятигорске. Так, отдельные группы студентов посетили Глинские чтения, проводимые Православной церковью.

    В качестве нового элемента методики проведения занятий применяется метод «мозгового штурма», позволяющий повысить активность всех присутствующих на занятии.

    Положительно зарекомендовала себя и такая форма, как просмотр специальных учебных видеофильмов. Так, кафедра экстремальной медицины использует демонстрацию учебных видеофильмов по дисциплинам: первая доврачебная помощь – 21 фильм; экстремальная и военная медицина – 11 фильмов.

    Широко используется такая форма обучения, как обучение по индивидуальным планам, что является осуществлением принципов индивидуального, системного и проблемного подходов к обучению. Так на кафедре неорганической химии эта форма практикуется для обучения отлично успевающих студентов. Отбор студентов осуществляется на основе успеваемости в первом семестре. Список студентов обсуждается на заседании кафедры, согласуется с деканом 1 курса и утверждается проректором по учебной работе. Обучение ведётся по специальным заданиям, составленным с учётом действующей программы. Выполнение заданий способствует более углублённому изучению химии элементов и творческому подходу к нему, т.к. часть заданий носит проблемный характер. В процессе работы студент пишет реферативный обзор и при наличии хороших и отличных оценок по контрольной работе и коллоквиумам допускается к собеседованию, которое проводят зав. кафедрой и ведущие преподаватели кафедры в присутствии декана 1 курса. При получении оценки «хорошо» или «отлично» по результатам собеседования, она засчитывается как экзаменационная. Эта форма обучения позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные способности отлично успевающих студентов и подготовить их к выполнению дипломной работы на старших курсах. С этой же целью на кафедре неорганической химии ежегодно проводятся химические олимпиады, которые позволяют выявить наиболее подготовленных студентов, умеющих логически мыслить. По согласованию с проректором по учебной работе призер олимпиады, набравший определённое максимальное число баллов, может быть допущен к собеседованию вместо экзамена.

    На кафедре ботаники с целью совершенствования учебного процесса, направленного на повышение его результативности, внедрены следующие формы работы: обеспечена тесная связь в паре лекция – лабораторные занятия; лабораторные занятия построены по типу деловых игр; лабораторные занятия построены на основе индивидуального обучения; каждое лабораторное занятие превращено во фрагмент научно-исследовательской работы; обучение на кафедре ведётся по алгоритму частное-общее; 30-40% студентов во втором семестре переводятся на индивидуальный план, в основу которого положено морфолого-анатомическое исследование конкретного растения, результаты оформляются в виде стендового доклада и защищаются на итоговой конференции; 90% лекций читается с использованием мультимедийного сопровождения.

    На кафедре фармацевтической химии учебно-методическая работа сосредоточена на разработке методов, позволяющих более успешно обучать студентов знаниям и умениям, предусмотренным Государственным образовательным стандартом. Необходимость внедрения новых форм обучения в учебный процесс вызвана тем, что требуется определённый стимул к повышению мотивации студентов к обучению. В связи с этим на кафедре практикуется такая форма как определение индивидуальных заданий для каждого студента. По мере обучения задания индивидуализируются, и к концу обучения студент получает задание по разработке анализа многокомпонентного лекарственного средства. Другой новой формой обучения является решение ситуационных задач в виде конкурсов. Эта форма способствует повышению мотивации к изучению предмета всей группой студентов. Несколько отдельных групп студентов разрабатывают ситуационные задачи, которые предлагаются другим группам. На кафедре уделяется много внимания обучению студентов практическим умениям. Поэтому новой формой контроля по этому виду обучения является тестовый контроль специально по практическим умениям.

    На кафедре токсикологической химии кроме традиционных форм организации учебного процесса используются конкретные производственные ситуации. Это решение экспертных задач и теоретическое решение ситуационных задач, которое проводится в форме деловой игры. Совместно с кафедрой фармацевтической химии проводятся комплексные занятия по анализу производных морфинана.

    На кафедре биохимии и микробиологии разработана и используется в учебном процессе методика поэтапного формирования у студентов практических навыков и умений по микробиологии и биохимии, в которой определены конечные цели, конкретно определены навыки и умения для каждого лабораторного занятия и используется модульно-блоковая система контроля их усвоения с выставлением оценок в кафедральный журнал.

    На кафедре русского языка в связи с переходом приёмных экзаменов по результатам ЕГЭ входной контроль проводится с этого учебного года также в форме ЕГЭ. Осуществляется подготовка материалов по дисциплине «Психология и педагогика» для дистанционного образования. В течение года будет внедрён курс лекций по духовному образованию студентов на базе православного культурно-просветительского центра в г. Ессентуки. С целью сочетания абстрактности мышления с наглядностью в обучении на кафедре реализуется идея подготовки и конкурсной защиты собственных студенческих проектов в области фармобращения (рекламные ролики, слоганы, плакаты, стенды и др.).

    На кафедре биологии, физиологии и патологии в образовательный процесс внедрены следующие современные образовательные и информационные технологии: демонстрация на лекциях схем, биологических процессов с помощью мультимедийной техники; накоплен банк данных микропрепаратов различных органов с целью демонстрации их на лабораторных занятиях.

    Проведение занятий по кафедре ФТВ, гигиены и экологии осуществляется в специально оборудованных учебных аудиториях, имеющих ТСО по предмету (стенды, наглядные пособия, таблицы, приборы). К каждому практическому занятию имеются методические указания, подборка ситуационных задач, образцы изучаемых фармтоваров и изделий медицинской техники.

    Кафедра физвоспитания и здоровья в целях повышения качества и эффективности учебно-тренировочного процесса внедряет современные методики физического воспитания студентов. В работе применяется индивидуализированный подход при выборе методов, дозировке физической нагрузки, широко используются в учебном процессе технические средства (тренажеры, видеоматериалы, музыкальное сопровождение).

    Всё это позволяет внедрить в практику обучения активные методы обучения: ролевые и деловые игры, видеотренинг, компьютерное тестирование, что позволяет качественно улучшить качество обучения.

    На кафедрах аналитической химии, органической химии, технологии лекарств разработана модульно-рейтинговая система оценки успеваемости и изданы методические указания для преподавателей по рейтинговой оценки успеваемости студентов.

    Предполагается, что использование рейтинговой системы будет сопровождаться повышением мотивации студентов к освоению данных дисциплин за счёт более высокой дифференциации оценки их учебной работы.

    Главным приоритетом модульного обучения с использованием рейтинговой оценки знаний являются:

    • систематическая и интенсивная работа студента в течение всего учебного года;
    • объективность оценки выполнение каждым студентом каждого учебного поручения;
    • стандартность заданий и предъявление их всем студентам в одинаковых условиях.

    Рейтинговая система даёт преподавателю новые возможности:

    • контролировать ход усвоения каждым студентом и учебной группой изучаемого материала;
    • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
    • рационально планировать учебный процесс;
    • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости и экзамена.

    Курс обучения, охватывающий все темы рабочей программы дисциплины, разбивается на тематические разделы-модули, контроль по которым обязателен. Модуль совпадает с блоком тем учебной программы; в модуле определены цели и задачи изучения данного материала, а также умения и навыки, которые должен приобрести студент в процессе изучения данного раздела. При изучении каждой темы модуля проводится текущий контроль по следующим видам деятельности: экспериментальная работа, самостоятельная расчётная работа, письменная контрольная работа, тестовый контроль, посещение лекций.

    На первом занятии с помощью тестов , включающих вопросы по ранее изученным смежным дисциплинам, определяется начальный рейтинг каждого студента.

    В рейтинг идут оценки, полученные студентом с первого раза. При получении оценки «неудовлетворительно» или за несвоевременность выполнения задания применяется понижающий коэффициент: 0,8 – при опоздании на 1 неделю, 0,6 – на 2 недели, 0,4 – на 3 и более недель За качество, сложность и дополнительные виды работ установлены поощрения до 10%.

    Для каждого вида деятельности определены максимальная и минимальная границы количества балов, которые могут быть набраны студентом. По окончании каждого семестра предусмотрен итоговый контроль по тестовым вопросам и выполнение практических контрольных работ.

    В конце учебного года определяется кумулятивный показатель как сумма набранных баллов за весь период обучения и выставляется общая оценка. Для перевода суммы баллов в традиционную шкалу оценок, используется следующее соответствие:

    «Отлично» – если студент набрал свыше 90% от максимального рейтингового балла;

    «Хорошо» – от 75 до 90% от максимального рейтингового балла;

    «Удовлетворительно» – 60-75% от максимального рейтингового балла;

    «Неудовлетворительно» – менее 60% от максимального рейтингового балла.

    В таблицах 11, 12, как пример, представлены результаты рейтинга и экзамена на кафедрах аналитической химии и органической химии.

     

    Таблица 11 – Результаты рейтинга, %

     

    Таблица 12 – Результаты экзамена по аналитической химии и органической химии

     

    Таким образом, будучи более прогрессивной, модульно-рейтинговая система в то же время достаточно органично сочетается с существующей системой изучения дисциплины и оценки знаний студентов.

     

    5.2. Организация самостоятельной работы студентов

    Самостоятельная работа студентов является одной из ведущих форм подготовки специалиста. В последние годы эта форма работы приобретает большое значение, что обусловлено особым характером работы специалиста-провизора, решением индивидуальных проблем аудиторных занятий, решением индивидуальных проблем студенческой жизни и увеличением объёма дидактического материала. Исходя из многоплановости самостоятельной работы отмечается, что большую часть времени составляют затраты на получение знаний из научных, научно-методических источников. Поэтому степень развития навыков самостоятельной работы определяется умением самостоятельно работать с источниками информации, обобщать полученную информацию, практически применять её при решении ситуационных задач, организовывать свою учебную, познавательную творческую деятельность.

    В связи с этим важной задачей преподавателей Академии является обучение студентов планированию, организации и реализации самостоятельной работы во внеучебное время.

    Для организации этих видов работы студентов необходимо выполнять следующие условия:

    • методически правильно организовать работу студентов в аудитории и вне неё;
    • обеспечить правильное соотношение объёмов выполняемых аудиторных и самостоятельных работ;
    • обеспечить студентов необходимыми методическими материалами;
    • осуществлять контроль за ходом самостоятельной работы и использовать меры поощрения студентов за её качественное выполнение.

    К основным принципам самостоятельной работы студентов следует отнести комплексность, непрерывность, системность, соответствие вида источника информации формам и способам информационного обеспечения самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа позволяет не только подготовить студента к будущей профессиональной деятельности, но и ознакомить с современными научными проблемами в условиях дефицита учебного времени.

    Организационные формы самостоятельной работы студентов, используемые на кафедрах Академии, включают аудиторные и внеаудиторные работы. К аудиторным относятся тематические лекции, семинары, практические занятия, учебно-исследовательская работа. к внеаудиторным – самоподготовка, конференции, конкурсы, научно-исследовательская работа (в кружках студенческого научного общества).

    Организация самостоятельной работы студентов включает методическое обеспечение в виде заданий на самоподготвку, методических указаний и рекомендаций, ведение рабочих тетрадей, проработка обучающих и информационных компьютерных программ. Необходимо отметить, что обновление и дополнение этих материалов происходит постоянно.

    Преподаватель выполняет главную функцию в организации проведения и контроля самостоятельной работы студентов, непосредственно реализует и руководит ею на индивидуальном и групповом уровнях работы.

    На кафедре философии организация самостоятельной работы студентов предполагает выработку у них умений и навыков работы с каталогами библиотек и читальных залов для оформления библиографии к докладам и рефератам. Руководство по организации самостоятельной работы осуществляется также в ходе индивидуальных и групповых консультаций. проводимых преподавателями кафедры. Методической основой организации самостоятельной работы студентов по изучению преподаваемых на кафедре дисциплин являются соответствующие разделы УМК, разработанные преподавателями кафедры. Большую роль в организации самостоятельной работы студентов, в особенности заочного отделения, играет кабинет кафедры. Там осуществляется подбор литературы для выполнения контрольных работ, в написании докладов и рефератов.

    На кафедре неорганической химии наиболее активными формами обучения студентов является проведение УИРС или лабораторно-практических занятий с элементами УИРС. Лабораторные работы включают три учебно-исследовательские работы. Лабораторные работы подобраны с учётом протоколов согласования рабочих программ с кафедрами аналитической, физической и коллоидной химии, фармацевтической, токсикологической химий и фармацевтической технологии. В 1 семестре три лабораторные занятия проводятся как УИРС в форме экспериментально-теоретической. Во втором семестре при выполнении лабораторно-практических работ элементы УИРС включены в 9 занятий. При выполнении УИРС студенты руководствуются специально разработанными методическими указаниями кафедры. На кафедре работает кружок СНО. Участие студентов в работе кружка заключается в выполнении реферативных обзоров и представлении лучших из них на итоговую студенческую научную конференцию.

    На кафедре фармакологии самостоятельная работа студентов контролируется на практических занятиях методом использования тестовых заданий, деловых игр и устного опроса. На кафедральных стендах представлена информация по самостоятельной подготовке студентов. Разработаны методические указания для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время.

    На кафедре физической и коллоидной химии аудиторная самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя. Студент получает задание: 3 вопроса, 1 задача и готовится к ответу, пользуясь учебниками, задачниками, конспектами и консультациями преподавателя в течение одного часа. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов определяется к каждому занятию. К лабораторному, практическому, семинарскому занятию выдается перечень вопросов и заданий для самостоятельного изучения. Имея сборник с примерами типовых задач (разработанный на кафедре) и получив задачу для решения на дом студент занимается самостоятельной работой. На каждое занятие студенту отводится 2,5 часа в неделю (в соответствии с рабочим учебным планом). К концу семестра в результате самостоятельной работы у студента накапливается банк задач, уметь решать которые он должен научиться для сдачи экзамена.

    На кафедре биохимии и микробиологии самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя проводится на каждом занятии по биохимии (2 часа), микробиологии (1 час). Для её организации разработаны методические указания для студентов с описанием выполняемой работы и с указанием литературы, а также методические указания для преподавателей, в которых описана методика организации преподавателем самостоятельной работы студентами. Для самостоятельной внеаудиторной работы студенты используют разработанные на кафедре методические пособия для самоподготовки и самоконтроля по разделам учебного материала, которые имеются в библиотеке Академии и выдаются студентам. Имеются электронные варианты пособий и указания.

    В соответствии с учебно-методическим комплексом на кафедре организации и экономики фармации разработаны методические рекомендации для самостоятельного изучения тем на заочном отделении по дисциплинам «Управление и экономика фармации», «Экономика» для студентов 4, 5, 6 курсов. Для студентов дневной формы обучения подготовлены задания для самоподготовки, включающие в себя теоретические вопросы для самопроверки и ситуационные задачи по темам занятий. При проведении лабораторных занятий студенты используют методические указания по темам с индивидуальным заданием, включающим разделы: что делать (задание), как делать (порядок выполнения), используемые источники, особенности выполнения. К заданиям имеются приложения нормативно-правовых материалов, справочных и исходных данных для их выполнения. Занятия взаимосвязаны по темам, рассматривается сквозная задача, начиная с 3 и заканчивая 5 курсом. Степень усвоения тем проверяется с помощью итоговых контрольных работ, рассчитанных на 4 академических часа. Каждый студент имеет индивидуальный вариант.

    Самостоятельная работа на кафедре физики и математики осуществляется под руководством преподавателей по разработанным заданиям и в объёме согласно программе. При работе в аудитории информационных технологий студенты получают задание персонально, при этом используется материал, предварительно рассмотренный преподавателем.

    На кафедре экстремальной медицины самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя на занятии включает освоение практических умений с помощью технических средств обучения: выполнение лечебных процедур, сердечно-лёгочной реанимации, санитарной обработки, работа с приборами химической разведки, самостоятельное решение имитационных и ситуационных задач, выполнение тестовых заданий на занятии. Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятиям заключается в составлении алгоритма действий по оказанию неотложной доврачебной помощи больным, поражённым в экстремальных ситуациях; решение тестовых заданий и ситуационных задач, опубликованных в учебниках и в сборниках, подготовленных преподавателями кафедры.

    На кафедре русского языка перед началом учебного года был строго определён перечень учебных материалов, призванных стать основой для самостоятельной работы студентов. К ним относятся различные пособия, курсы лекций и др. Подготовлен материал на электронных носителях, предназначенный для закрепления наиболее сложных тем по грамматике. Разработаны лабораторные работы по фонетике русского языка и научному стилю речи для самостоятельных занятий в лингафонном кабинете. Утверждён перечень произведений русской классической литературы для домашнего чтения как иностранным, так и российским студентам, для которых русский язык не является родным. Определён круг статей научно-публицистического характера, вышедших в текущей периодике в ведущих фармацевтических изданиях. Для расширения культурного кругозора студентов и улучшения их эстетической подготовки кафедрой определён цикл художественных фильмов для просмотра. Для прозрачности контроля успеваемости знаний студентам предлагается блок специальных контрольных работ с целью самоконтроля уровня своей подготовки. В УМК по дисциплинам, преподаваемым на кафедре, предлагается также список тем работ реферативного, аннотационного и конспективного характера. Важнейшим видом самостоятельной работы студентов является их участие в СНО по дисциплине «Психология и педагогика» с обязательной подготовкой доклада на ежегодную студенческую конференцию.

    На кафедре латинского языка и фармацевтической терминологии используются аудиторная и внеаудиторная виды самостоятельной работы для студентов. По форме эта работа подразделяется на индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Проводится контроль выполнения самостоятельных заданий, имеется рекомендованная литература – обязательная и дополнительная, с указанием страниц для работы.

    На кафедре органической химии для совершенствования учебного процесса, повышения его результативности внедряются и используются: УИРС, трансформация теоретических знаний на синтез конкретных соединений и обоснование реакционной способности отдельных групп лекарственных препаратов. В процессе обучения формируются практические умения, необходимые для дальнейшего обучения, а также в практической деятельности – основные принципы выделения, очистки, идентификации органических соединений.

    Элементы УИРС на кафедре токсикологической химии включены в занятия по подготовке и решению экспертных задач по трём наиболее значимым темам. Ежегодно проводится занятие по теме: УИРС «Химико-токсикологический анализ природных и синтетических опиатов, производных фенотиазина с помощью реакций окрашивания и микрокристаллоскопических реакций». На кафедре самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к лабораторным занятиям по методическим пособиям, разработанным преподавателями кафедры и включает решение ситуационных задач и тестовых заданий. Пособия содержат алгоритмы правильных решений для самоконтроля знаний студентов. На кафедре выполняется научно-исследовательская работа студентов, ежегодно студенты выступают на студенческих конференциях. Студенческое научное общество на кафедре существует более 60 лет. Основная тематика научных работ последних лет – профилактика наркомании и преступности, совершенствование аналитической диагностики наркотического и токсикоманического опьянения.

    Для кафедры физвоспитания и здоровья важнейшей частью работы является профессионально-прикладная физическая подготовка будущих провизоров. На занятиях по физическому воспитанию формируются прикладные знания, физические, психические и специальные качества и связанные с ними способности для психофизической готовности студента к профессиональной деятельности.

    На кафедре биологии, физиологии и патологии для организации самостоятельной работы студентов созданы на электронных носителях материалы в помощь к самоподготовке студентов по биологии; предоставляются печатные варианты лекций по физиологии и биологии; создаются методические указания в помощь к самостоятельной работе студентов при подготовке к лабораторным занятиям по биологии, физиологии и патологии.

    На кафедре ФТВ, гигиены и экологии большой объём работы выполняет СНО. Для осуществления студентами конкретных научных исследований преподавателями кафедры разработан список, включающий 25 тем по фармацевтическому и медицинскому товароведению. Результаты проведённых научных исследований ежегодно докладываются на научных студенческих конференциях. Активный интерес студентов к разрабатываемой кафедрой тематике научных работ позволяет добиваться высокого качества научных исследований. Коллектив преподавателей кафедры ежегодно совершенствует методы работы со студентами, увеличивая объём экспериментальных научных исследований в области товароведческого анализа и фармацевтического маркетинга.

    На кафедре фармацевтической химии пересмотрены все методические указания к лабораторным занятиям для студентов и преподавателей. В этих указаниях разделу самостоятельной работы уделено главное внимание. Самостоятельное изучение материала студентами разделено на отдельные этапы, которые должны выполняться в строго определённой последовательности. В методических указаниях к каждому занятию выделена часть указаний преподавателю по руководству самостоятельной работой. Выполнение курсовых работ является полностью самостоятельной работой студентов, для чего на кафедре изданы методические указания для студентов. Обобщения литературных сведений в виде обзора, составление плана курсовой работы, выполнение экспериментальных исследований, их обработка и оформление в виде законченного исследования. Ещё более высокий уровень самостоятельной работы – это выполнение дипломных работ. На кафедре имеются методические указания по выполнению дипломных работ. Руководство самостоятельной работой в данном случае строго индивидуально. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется различными способами. Кафедра не ставит самоцелью контроль, а использует его как инструмент обратной связи с целью коррекции методики руководства самостоятельной работой студентов. Для заочного отделения объём самостоятельной работы такой же. Выполнение всего объёма самостоятельной работы позволяет успешно овладеть знаниями и умениями по фармацевтической химии.

    На кафедре ботаники используются разнообразные формы работы со студентами. На начальной стадии каждого лабораторного занятия преподавателем проверяется качество самостоятельной внеаудиторной работы. На кафедре практически все лабораторные занятия имеют элементы УИРС. Полностью по этому принципу проводятся итоговые семестровые лабораторные занятия. Ежегодно в СНО кафедры занимаются 30-40 студентов.

    На кафедре иностранных языков проводится успешное внедрение УИРС и СНО. Студенты готовят презентации своих исследований, выполняют реферативную работу, выступают на студенческих конференциях и олимпиадах.

    На кафедре технологии лекарств самостоятельная работа студентов проводится под руководством преподавателя. Она предполагает их репродуктивную и творческую деятельность как на занятии, так и при выполнении внеаудиторной работы. Задания для выполнения этого вида учебной деятельности содержат информационный материал, целевые и обучающие задачи – типовые, аналитические и ситуационные, позволяющие студенту творчески работать на занятии и в процессе подготовки к нему. При этом используются аудиовизуальные средства обучения, оперативные формы подачи учебного материала: схемы, алгоритмы, таблицы. Индивидуальная работа на занятии включает выполнение лабораторной работы решение творческих задач. Достижение целей обучения осуществляется и путём выбора оптимального технологического решения, решения аналитических обучающих задач по стандартизации готовой продукции в соответствии с НД.

    На кафедре аналитической химии самостоятельная работа студентов складывается из двух этапов. Самостоятельная работа в аудитории под контролем преподавателя включает решение задач, выполнение индивидуальной экспериментальной работы, составление отчёта о проделанной работе. Внеаудиторная работа складывается из выполнения домашнего задания (решения задач) и подготовки к следующему занятию. Для обеспечения выполнения этих работ имеются методические указания.

    На кафедре фармакогнозии самостоятельная работа студентов проводится с использованием тестовых заданий, различного вида контрольных работ, а также имеются методические указания для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время.

    Таким образом, организация самостоятельной работы, её учебно-методическое обеспечение на кафедрах Академии позволяют эффективно использовать кредит времени, отводимой государственными образовательными стандартами на освоение данной компоненты основных образовательных программ.

     

    5.3. Характеристика учебно-лабораторной базы и баз практик

    Оснащение кафедр и лабораторий Академии оборудованием и приборами соответствует в целом современным требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов. В качестве критерия соответствия учебно-лабораторной базы Академии выступают требования и нормативы, предъявляемые при лицензировании вуза.

    Для ведения образовательной деятельности Академия располагает:

    1. Набором необходимых помещений и площадей в соответствии с санитарными нормами (Приложение 3).

    2. Оборудованием для обеспечения лекционного курса (классные доски, наборы учебных фильмов и слайдов, видеопроекторы с мультимедийным обеспечением, аудиторная мебель и др.).

    3. Оборудованием для компьютерных классов (необходимая оргтехника, комплекты компьютерных программ и др.).

    4. Специальным оборудованием и наглядными пособиями кафедр с учётом их специфики и в соответствии с имеющимися в образовательном учреждении табелем оснащенности (Приложение 10).

    Так, кафедра философии для организации учебного процесса использует помещения Академии (лекционные залы, учебные аудитории, подсобные помещения, кабинеты и ассистентскую комнату). На кафедре философии и истории имеются 3 учебные аудитории, 2 преподавательских комнаты и кабинет зав.кафедрой. Это обеспечивает проведение семинарских занятий в полном объёме, предусмотренном учебным планом и рабочими программами по всем дисциплинам. На кафедре имеется один компьютер с минимальными возможностями его использования в учебном процессе. Имеются демонстрационные материалы: видеофильмы (7 штук), а также СD диски (5 штук).

    Кафедра неорганической химии занимает общую площадь 174 м2. Из них две лаборатории, площадью 76,8 м2. Научно-исследовательская работа проводится в лаборатории общей площадью 39 м2. Кафедра также располагает ассистентской, лаборантской и кабинетом заведующего (однотипные) площадью 19,5 м2. Все помещения оборудованы необходимой мебелью, имеются вентиляционные установки, водо-, газо- и электроснабжение. Лаборатории оснащены химическими столами, лабораторными табуретами, штативами, вытяжными шкафами. Учебный процесс и научно-исследовательская работа полностью снабжены необходимыми химическими реактивами, приборами и оборудованием, комплектами учебных таблиц и стендов, лабораторной посудой, неорганическими фармпрепаратами. Ряд лабораторных работ дополнительно оснащается микроскопами, ареометрами, весами, бюретками, пипетками, аппаратами Киппа, газометрами, приборами для перегонки, возгонки и др. Для осуществления научно-исследовательской деятельности на кафедре имеются: спектрофотометр СФ-26, спектрофотометр СФ-56, фотоэлектроколориметры, весы аналитические, ионометр универсальный, 2 компьютера, а также необходимые посуда и реактивы.

    Кафедра физической и коллоидной химии располагает общей площадью 146,25 м2, в числе которых две учебные лаборатории площадью 39 м2, 30 м2; научная лаборатория площадью 9 м2; ассистентская площадью 22,75 м2; лаборантская площадью 22 м2; кабинет заведующего площадью 22,75 м2. Кафедра оснащена учебным оборудованием и приборами для проведения лабораторных и практических занятий, однако часть оборудования и приборов физически и морально устарели и требуют замены. За последний год оборудование пополнилось приборами: кондуктометрами – 2 шт.; потенциометрами – 2 шт.; поляриметрами – 3 шт. Аспирантами и преподавателями для научных исследований используются все имеющиеся помещения в зависимости от формы и методики эксперимента.

    На кафедре биохимии и микробиологии имеется 4 учебные лаборатории, 2 лаборантские комнаты, 1 моечная. Все помещения оборудованы необходимой мебелью, водо- газо- и электроснабжением, в учебных комнатах, лаборантской по биохимии и аспирантской имеются тяги. Основное оборудование для учебного процесса: 4 термостата, 2 фотоколориметра КФК-2, 4 холодильника, микроскопы, водяные и песчаные бани, сушильные шкафы, 2 автоклава, весы, электропечи, спектрофотометр СФ-46, центрифуги, ЦЛР-1. За последние 3 года были приобретены экспресс-анализатор с программным обеспечением ХЛ-003, 10 микроскопов монокулярных Биомед С-2, реограф «Диамант», хемилюминометр.

    Для проведения занятий со студентами на кафедре организации и экономики фармации имеются методические указания для проведения занятий: методические указания для преподавателей по разделам дисциплин «Управление и экономика фармации», «Правоведение», «Экономика»; тестовые задания по тем же разделам; тестовые задания для ИГА; теоретические вопросы и задания для контрольных работ очного и заочного отделений; учебно-методические пособия для самоподготовки студентов; методические указания для самоподготовки студентов к курсовым экзаменам и ИГА. Кафедра располагает 6 учебными аудиториями общей площадью 202 м2. На кафедре имеется компьютерный класс.

    Кафедра физики и математики имеет аудиторию информационных технологий, 10 компьютеров которой объединены в сеть.

    На кафедре экстремальной медицины имеются один методический кабинет, три аудитории для занятий, оформленные тематическими стендами. Для оснащения занятий по первой доврачебной помощи имеется тренажер «Витим» ( проведение сердечно-лёгочной реанимации); ручные аппараты для проведения реанимационных мероприятий, воздуховоды, языкодержатели, мешок Амбу и пр.; медицинские учебные пособия – 34 наименования, таблицы в количестве 36, учебные видеофильмы в количестве 21. По экстремальной и военной медицине оснащение занятия включает таблицы в количестве 37, видеофильмы в количестве 12, различные приборы и оборудование.

    Кафедра русского языка имеет комплекс помещений общей площадью 332 м2, в том числе языковые лаборатории, учебные аудитории, комната для преподавателей, методический кабинет, лаборантские комнаты. Учебный процесс снабжен необходимыми комплектами таблиц и стендов. За последние 5 лет значительно обновлена материально-техническая база кафедры.

    Учебно-лабораторная база кафедры латинского языка и фармтерминологии позволяет проведение учебного процесса и выполнение научной работы на современном уровне. Кафедра имеет комплекс помещений общей площадью 129 м2. Имеется 4 учебные лаборатории, 2 комнаты для преподавателей, лаборантская комната и кабинет зав. кафедрой. Техническое состояние оборудования удовлетворительное. В необходимом количестве для учебных целей имеются таблицы. В аудиториях кафедры имеются стенды по истории Академии.

    Кафедра органической химии располагает тремя учебными аудиториями, укомплектованными в соответствии с требованиями к химическим лабораториям. Имеются 4 ассистентские комнаты, кабинет заведующего кафедрой, лаборантская и приборная комната, где размещаются компьютеры и спектрофотометры. На кафедре имеются спектрофотометр, 5 персональных компьютеров, поляриметры и т.д.

    Общая площадь помещений кафедры токсикологической химии 220,9 м2. Учебные занятия проводятся в двух аудиториях общей площадью 85 м2. На кафедре имеется лаборантская, ассистентская, комната для курсов усовершенствования врачей, лаборантов и научной работы, комната для хранения ядов и сильнодействующих веществ. Лаборатории кафедры укомплектованы типовой мебелью. В учебном процессе используются спектрофотометр СФ-26 и СФ-16, газовый хроматограф ЛХМ-8МД, фотоколориметр КФК, Милихром А02. По федеральной программе кафедра получила газовый хроматограф Кристалл-2000, жидкостный хроматограф Милихром АО-2, приборы для иммуноферментного анализа ТДХ, лабораторию Тохi-Lab для анализа веществ кислого и основного анализа в крови и моче. Кроме этого кафедра имеет газовый хроматограф ЛХМ-8МД, спектрофотометр СФ-50, аналитические весы и др. На кафедре имеется 1 компьютер, современные приборы также снабжены компьютерами.

    Кафедра физвоспитания и здоровья имеет в своём распоряжении: игровой зал – 540 м2; зал лечебной физкультуры – 36 м2; зал атлетической гимнастики – 54 м2; зал тяжёлой атлетики – 54 м2; зал для занятий шейпингом – 110 м2; инвентарную комнату; холл, приспособленный для занятий настольным теннисом; раздевалки с душевыми; ассистентскую; лаборантскую; кабинет заведующего. Игровой зал оборудован для игры в волейбол, баскетбол, мини-футбол, радиофицирован для занятий аэробикой. Зал для занятий атлетической гимнастикой укомплектован тренажерами фирмы KETTLER, ковровым покрытием, зеркальным панно. Зал для занятий шейпингом оборудован двумя телевизорами, видеомагнитофоном, видеокассетами, ковровым покрытием, зеркальным панно, домашним кинотеатром и др. На кафедре физвоспитания и здоровья используются современные информационные технологии. В стенгазету и на сайт Академии систематически подаются материалы о событиях, происходящих на кафедре, что стимулирует интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом.

    Кафедра биологии, физиологии и патологии имеет 4 учебные аудитории, в которых проводятся занятия по трём предметам на очном и заочном отделениях. Учебный процесс обеспечен муляжами, микроскопами и микропрепаратами.

    Кафедра ФТВ, гигиены и экологии имеет четыре учебных аудитории общей площадью 162 м2. Учебные аудитории оснащены информационными стендами по ФТВ, гигиене и экологии. На кафедре имеются и другие необходимые помещения: лаборантская, две ассистентских, компьютерная, материальная комнаты, а также одна небольшая комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и интернов. На кафедре имеются пять новых информационных стендов, три компьютера, три принтера, один ксерокс, один сканер. Кафедра оснащена общехирургическими инструментами, образцами лекарственных средств, БАД, гигиенических средств, парфюмерно-косметическими товарами для детей и взрослых, др. Имеются следующие приборы и оборудование: холодильник, два дозиметра, ростомер, два ритмокардиоскопа, электротермометр, велоэргометр, два измерителя скорости движения воздуха.

    Общая площадь кафедры фармацевтической химии около 750 м2. В эту площадь входит 6 учебных лабораторий, лаборантская, комнаты для преподавателей. Производственные площади удовлетворяют минимальным требованиям для проведения лабораторных занятий и научной работы преподавателей и студентов. Оснащение для проведения учебных занятий и научной работы студентов и преподавателей предусматривает наличие оборудования и аппаратуры для освоения умений и навыков в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Каждая учебная лаборатория имеет следующее оборудование: шкаф вытяжной, бюреточная установка, вертушки с реактивами и эталонными растворами. Весы аналитические, сушильный шкаф, муфельные печи, потенциометры. Спектрофотометры, рефрактометры, фотоэлектроколориметры, поляриметр. Оборудование соответствует целям и задачам обучения специалистов-провизоров.

    Кафедра ботаники имеет две учебные аудитории, гербарную. Учебно-методическая литература сконцентрирована в методическом кабинете. На кафедре имеется достаточное количество оборудования (микроскопы, лупы, наглядные пособия, гербарий и др.) для проведения учебного процесса и учебной практики. На кафедре имеется 5 компьютеров с выходом в интернет.

    Кафедра иностранных языков имеет комплекс помещений общей площадью 114 м2. Это 4 учебные аудитории, 3 ассистентские комнаты. За кафедрой закреплено 2 компьютера со всеми комплектующими. Для кафедры за последние 5 лет приобретено 2 печатных устройства, 6 магнитофонов, 2 телевизора, видеомагнитофон и различные видеофильмы и видеокассеты.

    Кафедра технологии лекарств имеет лабораторию аптечной технологии лекарств, которая включает две аудитории для занятий студентов (58,3 м2 и 42,9 м2), комнату для самоподготовки студентов – 18,7 м2, лаборантскую, кокторий и моечную – 32,4 м2. Лаборатории оснащены бюретками для очищенной воды, весами техническими, дозаторами для порошков, банями водяными, ступками с пестиками, аппаратами инфундирными и др. Имеется лаборатория приготовления лекарственных препаратов в условиях крупных фармпроизводств, которая включает две аудитории (105,5 и 47,9 м2), лаборантскую – 3,5 м2. Лаборатории имеют 3 таблеточных пресса, 2 сушильных шкафа, полуавтомат для производства ампул, мазевой котёл и др. Лаборатория биотехнологии – 80 м2, имеет бюреточные установки. Весы технические, вискозиметр, инфундирные аппараты и др. Здесь имеется лаборантская – 10,6 м2 и моечная – 6 м2. Лаборатория фармтехнологии (лаборатория элективных курсов ) – 41 м2. Она оснащена аналитическими весами, диализаторами, термостатом, шкафом сушильным, ступками с пестиками и др. Здесь также имеется лаборантская – 18,4 м2. В научные помещения входят кабинет заведующего кафедрой – 25,4 м2, который имеет один компьютер; кабинет профессора с библиотекой – 17,6 м2, оснащён научной литературой для общего пользования сотрудников кафедры; компьютерная – 11,3 м2, имеет 3 компьютера; четыре преподавательские общей площадью 118,6 м2; аспирантская лаборатория; таблеточная лаборатория; методический кабинет ТСО. Имеются вспомогательные помещения: материальная комната лаборатории приготовления лекарственных препаратов в условиях крупных фармпроизводств; материальная лаборатория аптечной технологии лекарств; склад лекарственного сырья; мастерская. Кафедра имеет полуавтомат для производства ампул, аппарат для фильтрования растворов, аппарат для встряхивания жидкости и др. На кафедре имеется 8 компьютеров.

    Кафедра аналитической химии располагает тремя учебными аудиториями, занимающими площадь 152,9 м2, укомплектованными набором мебели и оборудования в соответствии с требованиями к химическим лабораториям, тремя ассистентскими, одной лабораторной комнатой для проведения научно-исследовательских работ и работы студенческого научного общества, одной лаборантской и одной материальной комнатой. На кафедре имеется различное оборудование: спектрофотометры (СФ-26,СФ-16), газовые хроматографы, фотоэлектроколориметры, полярограф, аналитические весы, сушильные шкафы, 7 компьютеров.

    На кафедре фармакогнозии имеются 4 учебные аудитории, 3 ассистентские комнаты, 1 лаборантская комната. На кафедре имеется соответствующее оборудование и приборы, позволяющие проводить учебный процесс и научную работу.

    Новые технологии обучения требуют соответствующее обеспечение техническими средствами. Большая роль в оснащении оборудованием Академии отводится компьютерной технике. Организованы и активно используются в учебном процессе 4 компьютерных класса. За последние 5 лет значительно увеличилось количество компьютеров и составляет по состоянию на 01.01.2008 152 единицы, из них 65 используется в учебном процессе.

    Только за последний, 2007 год количество компьютеров возросло на 25 ед. На каждой кафедре закреплены ответственные за компьютерную технику. В учебном процессе используют компьютерные программы: программы тестового контроля, справочно-информационные программы.

    При анализе эффективности использования парка компьютеров в научной работе следует отметить, что абсолютно все кафедры используют компьютеры в данной сфере. В настоящее время все научные исследования на кафедрах проводятся с использованием компьютерной техники. Особенно активно в этом направлении работают аспиранты и докторанты.

    Основной базой практики студентов является структурное подразделение Академии аптека № 292, которая способна принять в два потока 60-170 студентов. Кроме того, базами практики являются аптеки г. Пятигорска, Кисловодска, Минвод, Железноводска, Лермонтова, Георгиевска, имеющие возможность принять на практику студентов в общем количестве до 300 человек. Проведение практики осуществляется также по индивидуальному плану в аптеках г.г. Ростов, Ставрополь, Краснодар, Нальчик, Астрахань, Волгоград, Тамбов, с которыми Академия имеет договорные отношения. Основной базой практики по ботанике и фармакогнозии является ботанический сад. Студенты под руководством преподавателей на территории «Ботанического сада» опытного поля лекарственных растений собирают сырье лекарственных растений для учебной и научной работы на кафедрах Академии. В плане учебной работы студенты изучают вопросы культивирования лекарственных растений и общие принципы заготовки лекарственного растительного сырья, методы сушки его, приведение в стандартное состояние; влияние экологических факторов на развитие сырьевой массы лекарственных растений и накопление биологически активных веществ. Образцы лекарственного растительного сырья используются на практических занятиях для проведения макроскопических и микроскопических методов исследования, изучения основных групп биологически активных соединений, методов выделения и много другое, что регламентируется квалификационной характеристикой провизора. Кроме того, лекарственное растительное сырьё, заготавливаемое в Ботаническом саду, используется для приготовления различных временных фармакологических препаратов с последующим изучением аспирантами и соискателями при подготовке кандидатских и докторских диссертаций.

    Имеющиеся базы практики обеспечивают возможность прохождения практики всех студентов в соответствии с учебным планом.

     

    5.4. Социально-бытовые условия обучающихся и сотрудников

    Ректорат Академии совместно с профкомами сотрудников и студентов делают всё возможное для социальной поддержки сотрудников и студентов. Ректорат уделяет внимание материальной поддержке отличников учебы. С этой целью установлены 3 именные стипендии Учёного совета Академии, проводится отбор кандидатов на персональные стипендии губернатора Ставропольского края, мэра г. Пятигорска. Постоянно оказывается помощь остро нуждающимся, как по линии ректората, так и по линии профкома. Оказывается помощь при приобретении дорогостоящих лекарств, посещении больных, премирование юбиляров, ритуальные услуги. В Академии проводятся ежегодные вечера посвященные Новому году, Международному женскому дню 8 марта, дню медицинского работника. Особое внимание уделяется состоянию здоровья студентов и сотрудников. Ежегодно все сотрудники и студенты проходят диспансерное обследование. За студентами и сотрудниками, с выявленными заболеваниями осуществляется диспансерное наблюдение, проводятся мероприятия по их оздоровлению. Ректорат и профком уделяют много внимания работе с детьми сотрудников. Ежегодно организуется вручение новогодних подарков, дотируются билеты в театр, на детские утренники и концерты.

    На балансе Академии находится 4 студенческих общежития общей площадью 20002,4 м2, в т.ч. 10445,9 м2 жилой площади. Общее количество мест для проживания 1675 (обеспеченность составляет 100%). Места в общежитии предоставляются из расчета 1 койко-место на 1-го студента, при этом на каждого человека приходится 6,3 м2 жилой площади, что соответствует нормам СниП-П-08-01-89, п. 29 (Приложение 4).

    Общежитие № 1 находится в центре города (пл. Ленина 3), имеет 303 места для проживания, общежития № 2, 3 и 4 расположены вблизи основного учебного корпуса по адресу пр. Калинина 11 и объедены в студгородок ПГФА, имеют 1372 места для проживания.

    В настоящее время в общежитиях Академии проживают 1538 человек. Все иногородние российские студенты, аспиранты, интерны, слушатели подготовительного отделения, а также иностранные студенты обеспечены общежитием. Для координации всей работы (в т.ч. воспитательной) в студгородке создан Совет студгородка. В его состав входят зав. общежитиями, председатель студпрофкома, участковый милиционер, начальник учебного отдела по работе с иностранными студентами, представители землячеств, заместитель начальника управления по воспитательной и профилактической работе, который возглавляет работу Совета студгородка. В целях обеспечения безопасности студентов в каждом из общежитий проживает по несколько работников милиции, которые в соответствии с договором обеспечивают общественный порядок и пропускной режим.

    Воспитательная работа в общежитиях проводится под руководством ректората Академии и управления по воспитательной и профилактической работе, непосредственно в общежитиях воспитательную работу проводят студсоветы, зав. общежитиями в соответствии с разработанными планами.

    Особую роль в вопросах воспитания и оздоровления молодежи, играет кафедра физвоспитания и здоровья. Помимо учебно-тренировочных и физкультурно-оздоровительных занятий, связанных с выполнением содержания программы учебного плана, коллектив кафедры активно участвует в проведении физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований (праздник «День здоровья», соревнования «Всей группой на старт», городская легкоатлетическая эстафета, краевая студенческая спартакиада и др.).

    На кафедре физвоспитания и здоровья имеется достаточно хорошая спортивная база, функционируют залы: большой спортивный, зал ЛФК, тренажерный зал, зал тяжелой атлетики, зал настольного тенниса. В настоящее время оборудован новый зал для занятий шейпингом, боди-денс с использованием видеоаппаратуры. В спорткомплексе студенческого городка имеются открытые спортивные площадки для занятий футболом, баскетболом, волейболом.

     

    5.5. Организация воспитательной работы со студентами

    Воспитание как органичная часть образовательной системы создаёт условия для развития личности, ее жизненного становления и самоутверждения.

    В целях эффективной реализации воспитательной деятельности в этот процесс включены все ресурсы Академии. В воспитании использованы не только сфера учебно-воспитательного процесса, но и вся совокупность внеучебной жизнедеятельности Академии. Воспитание студентов осуществляется на основе органичного взаимодействия учебного и воспитательного процессов в ходе реализации, как образовательных программ, так и программ целенаправленного воспитания во внеучебное время.

    В Пятигорской государственной фармацевтической академии на основе принятой Концепции разработана Программа, в которой основные концептуальные принципы конкретизируются в программные положения и реализуются в планах воспитательной работы.

    Основные принципы воспитания предусматривают преемственность в планах воспитательной работы (целенаправленность), предполагают комплексный подход к воспитанию с учётом возрастных и индивидуальных особенностей студентов и реализуемые путём коллективных и групповых форм трудовой деятельности.

    В задачах воспитания определены личностные качества, которые должны быть сформированы у студентов в соответствии с требованиями нормативных документов Академии и морально-нравственных требований гражданина России и фармацевтического работника.

    На основании указанных принципов и задач были определены главные направления воспитательной работы (умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание и др.) и разработан план воспитательных мероприятий, который Академия корректирует с учётом выполнения предыдущего плана и с учётом региональных особенностей.

    Вся воспитательная работа среди студентов, и сотрудников Академии осуществляется, исходя из профессиональных требований по комплексному подходу к фармацевтической деятельности, предусматривающих органическое соединение трудового и нравственного воспитания. Воспитательная работа осуществляется на основе действующего в Академии комплексного пятилетнего плана воспитания студентов и сотрудников.

    Главными направлениями воспитательной работы в Академии являются:

    1. 1. Воспитание мировоззрения и гражданской позиции.
    2. 2. Воспитание студентов и сотрудников Академии в духе патриотизма и интернационализма.
    3. 3. Развитие общественно-политической активности. Формирование навыков общественной и организационной работы.
    4. 4. Трудовое воспитание. Воспитание уважительного отношения к труду, любви к профессии провизора.
    5. 5. Эстетическое и нравственное воспитание. Воспитание этики, морали и необходимости соблюдения принципов деонтологии.
    6. 6. Физическое воспитание.
    7. 7. Воспитание трудовой дисциплины, потребности в соблюдении образцового порядка в работе, надлежащего внешнего вида, соответствующей манеры поведения.

    Исходя из необходимости дифференциации форм, методов и задач воспитательной работы со студентами разных курсов и слушателей факультета усовершенствования провизоров в процессе обучения и во внеучебное время преследуются следующие цели:

    На первом курсе – углубление знаний по основам современной науки, формирование естественнонаучных, нравственных воззрений, развитие живого интереса к овладению научными знаниями, способности самостоятельно осмысливать сущность политики Российской Федерации, важнейших событий в жизни страны и на международной арене, умения правильно разъяснять в коллективе политику правительства.

    На втором курсе – дальнейшее развитие и углубление у студентов научных, этических воззрении и формирование гражданской позиции, привитие философской культуры мышления.

    На третьем курсе – дальнейшее углубление знаний студентов по основам современной науки, воспитание у студентов чувства сострадания к больному, профессиональным основам деонтологии.

    На четвёртом курсе – развитие у студентов умения анализировать жизнь общества, происходящих событий. Развитие умения применять философские категории к анализу медико-биологических процессов.

    На пятом курсе – дальнейшее развитие и закрепление умения студентов применять принципы научного мировоззрения в анализе важнейших проблем современности и актуальных проблем науки, закрепление активной жизненной позиции.

    На факультете усовершенствования провизоров – развивать умение курсантов применять принципы методологии и научного мировоззрения в анализе актуальных проблем современности и фармацевтической науки; воспитывать у курсантов высокое чувство гражданского долга, медицинской и фармацевтической этики и ответственности за порученное дело в соответствии с требованиями Присяги провизора.

    С целью совершенствования воспитательной работы в Академии создано управление по воспитательной и профилактической работе. Председателем управления назначена Ольга Михайловна Павлюк. Управление по воспитательной и профилактической работе готовит для преподавателей методические рекомендации, инструкции, регламентирующие воспитательную деятельность, организует и проводит методические занятия.

    Всё это позволяет повысить качество воспитательного процесса в Академии.

    В Академии ректоратом, деканатом и кафедрами уделяется большое внимание воспитательной работе со студентами как в учебное, так и внеучебное время. Учёный совет постоянно держит этот вопрос под контролем и обсуждает на своих заседаниях проблемы воспитания студентов.

    Необходимо отметить, что в Академии есть все атрибуты и формы реализации целей и задач воспитательного процесса. Основными из них являются:

    • отдел по воспитательной работе;
    • управление по воспитательной и профилактической работе;
    • институт кураторства; профсоюзный комитет Академии;
    • профсоюзный комитет студентов;
    • студсовет;
    • художественный совет Академии;
    • старосты академических групп.

    Важнейшим фактором воспитания будущего специалиста и гражданина является формирование устойчивого представления о его будущей профессии как о важной и необходимой составляющей экономического развития государства, востребованной и уважаемой гражданским обществом.

    При изучении истории студентам прививается знание главных событий истории, выдающихся личностей истории, вызвать гордость и уважение к истории России. Вторым направлением изучения истории является изучение истории науки. При этом особое внимание уделяется изучению вклада Российских ученых в мировую науку и культуру. В решение этих вопросов большой вклад вносят социально-гуманитарные кафедры: история фармации и культурология, философия. Вопросы истории науки более тщательно рассматриваются при изучении специальных и профессиональных дисциплин. Особое внимание уделяется вкладу российских медиков, фармацевтов, химиков в развитие мировой медицинской, фармацевтической и химической науки, участию их в важнейших военных событиях. Изучением этих вопросов необходимо прививается уважение и любовь к профессии.

    Академия является многонациональным коллективом и отражает состав многонациональной России. Поэтому одной из задач является воспитание студентов в духе уважения к различным народам и культурам. В процессе обучения у студентов воспитывается чувство этики, прививается культура отношений к больным. Все эти положения являются основой плана воспитательной работы Академии.

    Одним из важнейших средств развития личности является учебный процесс. Здесь происходит обогащение обучаемого необходимыми профессиональными знаниями и одновременно формирование качеств его личности.

    Воспитание в ходе учебного процесса проводится в первую очередь через предмет. В новые рабочие программы включается раздел «Воспитательная работа». Воспитание через предмет проводится постоянно и всеми кафедрами Академии.

    Важное значение в воспитании студентов играет институт кураторов. Работа куратора регламентирована соответствующими документами: инструкциями. В новых социально-экономических условиях кураторам приходится выполнять и новые задачи, такие как компенсационные (компенсировать недостатки, а зачастую и отсутствие семейного и школьного воспитания) и амортизационные (смягчать неравные стартовые возможности и резкие различия в образовательном, культурном уровнях студентов, относящихся к разным слоям населения). Эта работа требует индивидуального подхода, чувства такта и воспитанности со стороны самих кураторов. Но именно в помощи кураторов нуждается до 60% первокурсников.

    Работа кураторов на 2-3 курсах отличается от таковой на 1 курсе. Здесь на первый план выходят профессиональное, духовно-нравственное, правовое воспитание, формирование патриотизма. Куратор строит свою работу на индивидуальном подходе к студенту.

    Одной из форм воспитательной работы в решении вопросов патриотического воспитания является эффективное использование потенциала кафедр Академии. Ведь большинство преподавателей – это люди, имеющие большой опыт работы, прошедшие большой путь в своем становлении вместе с нашей страной.

    В Академии налажена связь между ветеранами и студентами. Славной традицией стало приглашать ветеранов на мероприятия, посвящённые 9 мая и другим знаменательным событиям из жизни нашей страны.

    В центре внимания работы Академии – патриотическое воспитание студентов. С этой целью организуются и проводятся мероприятия, посвящённые «Дню первокурсника», «Дню защитника Отечества», «Международному Женскому дню 8 Марта», «Дню Великой Победы в ВОВ». Проводились военизированные эстафеты посвящённые «Дню защитника Отечества», спортивные вечера, посвящённые юбилейным датам образования Академии, спортивные вечера «День первокурсника».

    Наши студенты выступают со своими спортивно-танцевальными номерами на вечерах и праздниках в Академии и на городских мероприятиях. На теоретических и практических занятиях по физической культуре проводиться информирование студентов об успехах спортсменов Академии и российских спортсменов на соревнованиях различного уровня. Для этой цели широко используется технические средства обучения, стенды с фото-монтажом, видео-материалы, стенгазеты и молнии-поздравления. Участие наших спортсменов во всех спортивных мероприятиях проходит в спортивной форме с эмблемой и логотипом Академии, с флагами Академии, Ставропольского края, России.

    Постоянно проводится работа в учебных группах и на потоках по пропаганде здорового образа жизни, выполнению санитарно-гигиенических норм, сочетанию правильного сбалансированного питания с оптимальными физическими нагрузками. Кафедра организует конкурсы стенгазет, посвящённых борьбе с табакокурением, алкоголизмом и наркоманией.

    Уделяется внимание эстетическому воспитанию, умению красиво двигаться, следить за своей осанкой, даются консультации по правильному подбору спортивной одежды и обуви. Постоянно воспитывается у студентов такие качества, как целеустремленность, взаимопомощь и взаимовыручка, чувство ответственности на соревнованиях разного масштаба.

    Проводиться работа по этике взаимоотношений среди преподавателей, лаборантов, студентов. Воспитывается любовь к природе, чувство ответственности каждого за экологическое состояние вокруг нас. С этой целью кафедра организует и проводит субботники на спортивных сооружениях, на территории Академии и города. На кафедре физвоспитания и здоровья используются современные информационные технологии.

    В стенгазету и на сайт Академии систематически подаются материалы о событиях происходящих на кафедре, что стимулирует интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом. Интернет-форум активно посещают студенты и выпускники, обсуждая спортивную жизнь Академии.

    На кафедре физвоспитания и здоровья в течение уже 12 лет ведётся видеосъёмка учебного, тренировочного процесса, исследовательской работы, соревнований, спортивных вечеров, городских, краевых и республиканских мероприятий с участием наших студентов. Объём видеоматериалов составляет более 400 часов. Эти материалы широко и систематически используются в учебной, спортивной и воспитательной работе. Прорабатывается технология оперативной подачи спортивных новостей на учебных занятиях.

    В течение 2003-2008 уч. года спортивно-массовая работа на кафедре физвоспитания и здоровья проводилась в следующих направлениях: физкультурно-оздоровительные занятия; физкультурно-массовые мероприятия; спортивные соревнования.

    Уже традиционными стали проводимые в Академии физкультурно-массовые мероприятия, посвящённые дню первокурсника, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8 марта, предновогодние спортивные вечера, военизированные эстафеты и марш-броски. Постоянная помощь ректората и деканата в организации и проведении этих мероприятий даёт возможность превратить их в настоящие спортивные праздники.

    Активное участие в спортивно-массовых мероприятиях принимают иностранные студенты.

    Во время практики в спортивно-оздоровительном лагере «Даут» студенты ходят в походы, участвуют в соревнованиях по волейболу, бадминтону, настольному теннису, шашкам, шахматам.

    В отчётном периоде на кафедре функционировали спортивные секции: волейбола, баскетбола, атлетической гимнастики, аэробики, шейпинга, плавания, настольного тенниса, шахмат и спортивных танцев. Результаты работы этих секций определялись по итогам спартакиады Академии, состоящей из двух этапов: спартакиада курса, спартакиада между курсами. Это позволяло выявить и подготовить лучших спортсменов, которые защищали честь Академии на городских, краевых и Всероссийских соревнованиях.

    Небольшое число сотрудников Академии посещают физкультурно-оздоровительные секции аэробики и атлетической гимнастики. К сожалению не удаётся активизировать спортивно-массовую работу среди сотрудников Академии.

    Ежегодно проводится Спартакиада высших учебных заведений г. Пятигорска по 16 видам спорта. Наша команды неоднократно становились победителями и призерами этих престижных студенческих игр. Особенно успешно выступали команды в городской эстафете на призы газеты «Пятигорская правда», в соревнованиях по баскетболу, женскому и мужскому футболу, плаванию, волейболу, бадминтону, аэробике и др.

    На сегодняшний день более 20 студентов нашей Академии являются чемпионами г. Пятигорска по различным видам спорта. Сборная команда Академии успешно выступила в 3 краевом военно-спортивном фестивале, посвящённом «60-летию Великой Победы», проходившем в г. Ставрополе. Студенты нашего ВУЗа ежегодно участвуют в спартакиаде молодежного профсоюзного движения медицинских учреждений Ставропольского края, где всегда занимают призовые места. На ежегодном турнире народов Северного Кавказа «Надежда» по художественной гимнастике I место заняла мастер спорта России Черныш Анна. Команда девушек по стритболу успешно выступила на Чемпионате среди студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, который прошёл в г. Волгограде. Чемпионкой России среди студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов Минздрава и Соцразвития РФ по плаванию стала студентка Стадник Анастасия, а в тройку призёров этих престижных соревнований вошла Назаренко Анна.

    Успехи наших спортсменов неоднократно освещались в телевизионных репортажах и на страницах газет. Воспитание студентов начинается со «Дня открытых дверей» и продолжается в течение всего обучения в вузе. Торжественно проходит и вручение дипломов выпускникам Академии. Главенствующее место в воспитательном процессе занимает учебный процесс.

    В Академии созданы все необходимые условия для получения профессиональных знаний. Высокая требовательность дисциплинирует студентов. Нерадивые студенты подвергаются серьёзному воспитательному воздействию со стороны деканата. С другой стороны, те, кто проявляет успехи в учебе и общественную активность, поощряются (именные стипендии Учёного совета, направления на научные конференции различных уровней).

     

     

     
    Home Mail Sitemap