Дорогие друзья, этот сайт больше не поддерживается. Официальный сайт ПМФИ находится по адресу: www.pmedpharm.ru

Поиск на сайте:

Случайное изображение

0025.jpg

Как перейти?

Руководящие органы здравоохранения и высшей школы

roszdrav

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральный портал «Российское образование»

 

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

 

srfv

 

 

rsr

Российский Союз ректоров

 

zdorjvros

 

pharmexpert

Все ссылки

Основные понятия

    Отчёт-2008. Часть 2 PDF Печать E-mail
    Рейтинг пользователей: / 1
    ХудшийЛучший 

    Отчёт о самообследовании Пятигорской государственной фармацевтической академии. Часть 2

     

    3. Структура подготовки специалистов

    3.1. Общая характеристика структуры подготовки специалистов

    Структура подготовки специалистов в Академии строится на концепции многоступенчатой системы подготовки специалистов по программам различных уровней образования. Образовательный процесс включает довузовскую подготовку, высшее профессиональное образование, послевузовское образование (интернатура, аспирантура), переподготовку и повышение квалификации специалистов.

    Согласно требованиям государственных образовательных стандартов высшего и дополнительного профессионального образования образовательные программы, рабочие планы и программы по специальности «Фармация» на весь период обучения ежегодно пересматриваются в соответствии с новыми достижениями науки и практики. Изменения, внесенные в учебные планы и программы, находятся в пределах допустимых норм, предусмотренных ГОС ВПО.

    Высокий уровень подготовки кадров по специальности «Фармация» поддерживается в виде постоянного обновления содержания и качества обучения, координации и интеграции, внедрением инновационных технологий.

    Обновление содержания обучения, его интеграция и координация проводится на всех этапах обучения: довузовском, вузовском, последипломном.

     

    3.2. Работа приёмной комиссии. Динамика приёма студентов в вуз

    Работа приёмной комиссии по организации и приёму студентов на первый курс за отчётный период осуществлялась согласно Положению Академии, которое разрабатывалось в соответствии со следующими нормативными и регламентирующими документами:

    • Законом Российской Федерации «Об образовании» (№ 12-ФЗ от 13.01.1996);
    • Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (№ 125-ФЗ от 22.08.96);
    • Приказом Министерства образования Российской Федерации № 50 от 14.01.2003 «Об утверждении Порядка приёма в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования РФ, учреждённые федеральными органами исполнительной власти»;
    • Положением о проведении единого государственного экзамена, утверждённом приказом Министерства образования РФ № 1306 от 09.04.2002;
    • Правилами приёма в ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава;
    • Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 года за № 264;
    • Примерным положением о приёмной комиссии высшего учебного заведения Российской Федерации, разработанным Госкомвузом России № 10-34-434 ин-018;
    • Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Фармация», утверждённым Министерством образования Российской Федерации;
    • Уставом ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава от 11.02.2004;
    • другими нормативными, инструктивными и методическими документами по вопросам приёма (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ИК-234/03 от 22.11.2007, письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 01-201/08-01 от 25.04.2007, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 14-55-710 ин/15 от 11.06.2003, инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 04-16/26-16 от 29.03.1993).

    Планы приёмной комиссией выполняются полностью. Приёмная комиссия имеет все необходимые нормативные документы по организации приёма студентов на 1 курс, ежегодные решения Учёного совета об утверждении Правил приёма в Академию. Положение о приёмной комиссии и Правила приёма в Академию соответствуют Примерному положению о приёмной комиссии высшего учебного заведения Российской Федерации, действующему законодательству, нормативным документам и Уставу Академии, ежегодно утверждаются Учёным советом Академии в апреле текущего года, после чего вывешиваются на информационные стенды. Таким образом, все абитуриенты, их родители, сотрудники Академии могут ознакомиться с необходимой информацией о порядке приёма в Академию.

    План приёма студентов в целом по Академии, планы целевого приёма и по договорам сверх контрольных цифр утверждаются ежегодно на заседаниях Учёного совета Академии.

    Состав приёмной комиссии ежегодно формируется приказом ректора в ноябре текущего учебного года. Технический персонал приёмной комиссии формируется из сотрудников Академии и ежегодно обновляется.

    Предметные комиссии по химии, биологии, русскому языку создаются приказом ректора ежегодно в январе-феврале месяце.

    Все вопросы работы приёмной комиссии заслушиваются и обсуждаются на её заседаниях, протоколируются. Результаты работы приёмной комиссии выносятся на заседание Учёного совета.

    Тексты экзаменационных материалов составляются председателями предметных комиссий в соответствии с примерными программами для средних общеобразовательных учреждений и публикуются на web-сайте Академии не менее чем за 6 месяцев до начала вступительных испытаний. Билеты утверждаются председателем приёмной комиссии – ректором Академии до начала приёма документов и хранятся как документы строгой отчётности с принятием мер, исключающих несанкционированное тиражирование. Выдача и возврат материалов фиксируется в специальном журнале.

    Комиссия по профориентации совместно с факультетом довузовской подготовки ведёт активную профориентационную работу, которая имеет следующие формы:

    • семинары для учителей химии и биологии г. Пятигорска;
    • проведение городских олимпиад по химии и биологии, и участие в краевых олимпиадах по этим предметам;
    • размещение материалов профориентационного содержания в средствах массовой информации региона, Ставропольском и Краснодарском краях, Ростовской области и Калмыкии (газетах, справочниках, телевизионных каналах, радиопередачах) и Интернете (через сайт Академии);
    • личные беседы с выпускниками и их родителями, выступления в школах региона;
    • рассылка материалов профориентационного содержания по аптечным учреждениям и фарморганизациям;
    • участие в региональных выставках и совещаниях по проблемам образования;
    • проведение Дней открытых дверей.

    По запросам абитуриентов почтой высылается «Памятка абитуриенту».

    Благодаря профориентационной работе количество иногородних абитуриентов постоянно увеличивается и в 2007 г. составило 90%. Причём половина всех поступивших – из сельской местности.

    Отмеченные выше факты обусловлены изменением спроса на образовательные услуги у населения и потребности в специалистах в регионах и особенно в сельских районах.

    В Академии ежегодно осуществляется подготовка абитуриентов на подготовительных отделениях и подготовительных курсах. В 2007 году 90% обучающихся на подготовительном отделении поступили в Академию.

    Приём документов проводится в сроки, установленные правилами приёма. Оформление и регистрация принимаемых от абитуриентов документов проводится в соответствии с инструктивными указаниями. На каждого поступающего заводится личное дело, содержащее все сданные им документы и листы ответов на вступительных экзаменах. Поступающему выдаётся расписка о приёме документа. Приём документов регистрируется в журнале. В день окончания приёма документов записи в регистрационном журнале закрывается итоговой чертой, фиксируется подписью председателя и ответственного секретаря приёмной комиссии и скрепляются печатью.

    Приёмная комиссия располагает необходимым набором помещений для работы. Вся документация для служебного пользования хранится в металлических сейфах.

    Экзаменационные группы формируются по 20-25 человек в каждой, с соблюдением порядка регистрации документов в регистрационных журналах. Поступающим, допущенным к вступительным испытаниям, в день сдачи экзамена выдаётся экзаменационный лист.

    Заседания приёмной комиссии проводятся ежемесячно, а в период приёма документов – 3-4 раза в неделю. Протоколы заседаний приёмной комиссии ведутся согласно инструктивным документам.

    Перед началом вступительных испытаний проводится встреча абитуриентов и их родителей с членами приёмной комиссии. На встрече даётся информация об условиях приёма, порядке проведения вступительных испытаний, критериях оценок, правилах подачи апелляций в случае несогласия с оценкой, а также даются ответы на все интересующие вопросы. Иногородние абитуриенты размещаются в общежитии.

    Приёмная комиссия ежедневно информирует абитуриентов о количестве поданных заявлений и конкурсе. Отчёт о поступлении заявлений в установленные сроки передаётся в Министерство образования Ставропольского края и Министерство здравоохранения РФ, в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

    Работа приёмной комиссии имеет современную информационно-техническую поддержку. Эта поддержка включает в себя следующие этапы: формирование базы данных об абитуриентах, распечатку отчётов (экзаменационные ведомости, сводные ведомости, рейтинговые списки, экзаменационные листы, приказы о зачислении, выписки из приказов о зачислении и др.).

    Академия традиционно осуществляет целевую подготовку специалистов по договорам о целевом приеме согласно Положению о целевом приёме.

    В 2007 г. заключен договор о целевой подготовке, в том числе с Министерством образования, Министерством здравоохранения Ставропольского края, Министерством образования Ростовской области, Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республик, а также Ингушской и Чеченской республик на 75 мест (таблица 3).

     

    Таблица 3 – Количество абитуриентов, поступивших по целевому набору в 2007 г.

     

    Следует отметить, что желающих поступить по целевому набору в 2007 году было около 150 человек. В 2003 г. число мест на целевую подготовку составляло лишь 20. Очевидно, что целевая подготовка специалистов является наиболее перспективной, так как позволяет укомплектовать фармацевтическими кадрами регионы России.

    Расписание вступительных испытаний составляется своевременно, утверждается ректором и доводится до сведения абитуриентов не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменов.

    Перед экзаменами проводится консультативная встреча абитуриентов с членами приёмной комиссии и председателями предметных экзаменационных комиссий.

    Вступительные экзамены проводятся с 16 по 31 июля. Интервал между экзаменами – не менее двух дней. Все экзамены проводятся письменно. Продолжительность экзамена по химии и биологии – 4 часа, по русскому языку – 3 часа при поступлении на очное отделение; по химии и биологии – 3 часа, по русскому языку – 2 часа при поступлении на заочное отделение.

    Для гарантии конфиденциальности проверки письменных работ абитуриентов осуществляется многоуровневая система защиты. На титульный лист работы и лист-вкладыш обязательно наносится печать. Все бланки с печатями хранятся в сейфе у ответственного секретаря приёмной комиссии. Во время шифровки-дешифровки письменных работ доступ в приёмную комиссию запрещён. После проведения экзамена титульные листы изымаются из работ. Тексты работ передаются в предметную комиссию для проверки и затем возвращаются в приёмную комиссию. Затем проводится дешифровка работ и ввод оценок в компьютер. На последнем этапе распечатывается экзаменационная ведомость, заверяемая подписями ответственного секретаря приёмной комиссии и председателя предметной комиссии.

    Экзаменационный лист распечатывается и заверяется при наличии полного комплекта экзаменационных работ по данной специальности. Абитуриентам предоставляются как результаты экзаменов, так и рейтинговые списки, отсортированные по сумме баллов. Объективность оценки подтверждается просмотром работ абитуриентами и возможностью обжалования оценок в апелляционной комиссии.

    Оценка знаний абитуриентов проводится по 5-бальной системе. Письменные работы с оценками «неудовлетворительно» и «отлично» перепроверяются председателем предметной экзаменационной комиссии.

    Начиная с 2007 г. Академия включилась в эксперимент по набору студентов на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Проводился пересчёт баллов в оценочную шкалу ВУЗа. Среди поступивших в 2007 году 226 человек засчитывали результаты ЕГЭ, из них по всем трём экзаменам – 62 человека, по двум – 43 человека и по одному – 121 человек.

    Число медалистов, поступающих в Академию, составляет в среднем 70-80 человек в год. В Академии также предусмотрен приём студентов из числа социально незащищённых (инвалиды, сироты и др.). Например, в 2007 году в Академию поступило 6 детей-инвалидов, а также двое сирот. Все эти студенты в процессе обучения в Академии обеспечиваются социальной стипендией и общежитием.

    Абитуриенты имеют возможность поступать как на места, финансируемые из федерального бюджета, так и на места с полным возмещением затрат за обучение. Динамика приёма студентов представлена в таблице 4.

     

    Таблица 4 – Динамика приёма с 2004 по 2007 гг.

     

    Следует отметить, что конкурс на бюджетные места очного отделения в течение пяти лет остаётся стабильным – в среднем 2 абитуриента на одно место, несмотря на сложившуюся в стране демографическую ситуацию (таблица 5).

     

    Таблица 5 – Количество поданных абитуриентами заявлений и конкурс на места, финансируемые из средств государственного бюджета на очную и заочную формы обучения в 2003-2007 гг.

     

    Зачисление в Академию на места, финансируемые из средств государственного бюджета, проводится на заседании приёмной комиссии до 5 августа. На основании решения приёмной комиссии ректором издаётся приказ о зачислении в состав студентов. После зачисления абитуриентов в число студентов их личные дела в недельный срок передаются ответственным секретарем приёмной комиссии по акту в учебный отдел. Акт передачи личных дел в учебно-методическое управление составляется за подписью ответственного секретаря приёмной комиссии и начальника управления учебно-методической части, дела передаются лично ответственным секретарем комиссии и его заместителем.

    В результате самообследования можно сделать вывод, что приём в вуз в 2003-2007 гг. проводился в соответствии с регламентирующими документами.

     

    3.3. Довузовская подготовка

    Отделение довузовской подготовки – начальное звено единой системы подготовки высококвалифицированного провизора.

    Основные задачи отделения:

    • организация и координация планомерной учебно-методической работы по повышению уровня знаний абитуриентов – будущих студентов Академии;
    • обеспечение углублённой профильной подготовки на довузовском этапе по фундаментальным дисциплинам с последующим сравнительным анализом успеваемости выпускников профильных фармацевтических классов в период обучения в Академии.

    Деятельность отделения осуществляется в соответствии с рядом положений, утвержденных Учёным советом.

    Отделение довузовской подготовки включает в себя следующие подразделения (рисунок 2):

    1. 1. Дневное подготовительное отделение на коммерческой основе.
    2. 2. Вечерние подготовительные курсы.
    3. 3. Заочные подготовительные курсы.
    4. 4. Специализированные фармклассы.
    5. 5. Двухгодичные заочные и вечерние курсы для учащихся 10-х классов.

     

     

    Рисунок 2 – Структура довузовской подготовки

     

    Специализированные фармклассы проводятся в следующих городах: Таганроге, Элисте, Нальчике, Ставрополе.

    Довузовское обучение в профильных классах и группах осуществляется по договору между Академией и администрацией школы на выполнение Академией работ:

    • проведение среди учащихся школ конкурсного отбора методом тестирования в профильные классы;
    • проведение для учащихся школ дополнительных занятий (лекций, семинаров) по профильным дисциплинам;
    • оказание консультативно-методической помощи учителям школ по профильным дисциплинам;
    • разработка программ для учебного процесса в школе;
    • оказание консультативной помощи в подготовке и сдаче выпускных экзаменов в школе;
    • осуществление различных видов контроля знаний (этапный, промежуточный, конечный) с детальным анализом их результатов и выявленных недостатков;
    • обсуждение итогов с педагогами, школьниками и их родителями.

     

    К штатным сотрудникам отделения довузовской подготовки относятся заведующий отделением и секретарь. Штатные сотрудники выполняют всю организационную и текущую работу.

    Учебный процесс на отделении осуществляется профессорско-преподавательским составом Академии на условиях внутреннего совместительства, имеющим опыт работы с абитуриентами. В отчётный период было занято 25 преподавателей, в том числе 2 профессора, 4 доцента, 2 старших преподавателя, 11 кандидатов наук. За факультетом закреплено 5 учебных аудиторий в общежитии № 3.

    На подготовительном отделении ведётся учебно-методическая работа, направленная на реализацию главной цели – подготовку абитуриентов к поступлению в Академию. Ежегодно издаётся проспект для поступающих в Академию – пакет документов и программ для абитуриентов, который активно используется в процессе подготовки абитуриентов на всех структурах отделения и лежит в основе календарных планов работы по предметам вступительных экзаменов. На кафедрах неорганической химии, ботаники, русского языка и литературы, занятых преподаванием на подготовительном отделении, выделены ответственные за эту работу лица, которые аккумулируют методические материалы, проводят их обновления, решают текущие методические и организационные вопросы. Для постановки и реализации более общих вопросов, а так же для подведения итогов проводятся совместные кафедральные заседания. В связи с переходом к единому государственному экзамену разрабатываются новые учебные планы, программы, тесты.

    Отделение оснащено компьютерной техникой, что позволяет готовить к изданию методические материалы, осуществлять подготовку и распечатку тестов и др.

    На подготовительном отделении занимаются: 3 дневные группы по 12 человек, 7 вечерних групп по 8 человек, 2 группы двухгодичного обучения по 7 человек.

    Для контроля знаний применяются различные формы: традиционные опросы и текущие контрольные, тесты, блоковые контрольные и т. д. С целью получения обшей картины учебного процесса, в 1 раз в 3 месяца на факультете проводится аттестация абитуриентов, итоги которой доводятся до сведения родителей. Перед началом и в конце курса обучения проводится качественный и количественный контроль знаний абитуриентов, позволяющий выявить какие именно разделы не знает абитуриент и наглядно увидеть результаты обучения.

    На подготовительном отделении совместно с кафедрами неорганической химии, ботаники, русского языка и литературы, анатомии, физиологии и биологии составлены и изданы:

    • проспект для поступающих в ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава (десять изданий);
    • пособие по русскому языку и литературе для поступающих (два издания);
    • пособие по биологии для поступающих в ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава в четырёх частях;
    • пособие по общей и неорганической химии для поступающих в ГОУ ВПО Пятигорская ГФА Росздрава;
    • тесты, блоки-задания для заочных подготовительных курсов по органической и неорганической химии, биологии, русскому языку и литературе.

    Заслуживает внимания опыт работы подготовительного отделения по заключению трёхсторонних договоров, в которых участвуют Академия, школы и фармацевтическая организация. Договоры предусматривают не только специальную профессиональную подготовку абитуриентов в фармклассах под руководством и непосредственном участии Академии с дальнейшим обучением в Академии и специализацией в соответствии с потребностями фарморганизаций регионов, но и первоочередное трудоустройство этой категории выпускников на местах, а также в дальнейшем повышение их квалификации в рамках Академии.

    Таким образом, путём создания академических комплексов «Школа-Академия» на практике реализуется общероссийская концепция непрерывного профильного образования.

    Ежегодно в сентябре деканатами анализируются итоги поступления в Академию всех прошедших обучение на факультете довузовской подготовки, что помогает совершенствованию учебно-методической работы.

    Обобщение и анализ данных академической успеваемости выпускников отделения довузовской подготовки в процессе обучения в Академии показал что их средний балл на 2 курсе – 4,1 (4,0 общ.), на 3 курсе – 4,12 (3,93 общ.), на 4 курсе – 3,9 (3,83 общ.). Отчислен с первого курса за неуспеваемость 1 человек. В в целом абитуриенты, окончившие подготовительное отделение, учатся лучше, чем остальные студенты о чём свидетельствует повышенное (на 0,09-0,12) значение среднего балла. Результаты представлены в таблице 6.

     

    Таблица 6 – Количественный состав слушателей отделения довузовской подготовки, поступивших в Академию

     

    Как видно из представленной таблицы, поступает в Академию около 80% обучавшихся на факультете абитуриентов.

     

    Подготовительное отделение для иностранных учащихся

    Прибывающие в Академию иностранные граждане принимаются на подготовительное отделение при наличии оплаченного контракта. Зачисление на подготовительное отделение производится в индивидуальном порядке приказом ректора Академии.

    Основной задачей деятельности подготовительного отделения является подготовка иностранных граждан по русскому языку и восполнение недостающих знаний, необходимых для успешного обучения в Академии. Динамика обучения иностранных граждан на подготовительном отделении представлена в таблице 7.

     

    Таблица 7 – Динамика обучения иностранных граждан на подготовительном отделении

     

    Преподавание ведётся в соответствии с Примерным учебным планом, утверждённым Министерством здравоохранения и социального развития РФ, с учётом будущей специальности.

    Учебный план составляет 1210 часов, в том числе:

    • русский язык – 720 часов + 6 часов экзамены;
    • химия – 152 часа + 3 часа экзамены;
    • биология – 152 часа + 3 часа экзамены;
    • математика – 22 часа;
    • физика – 38 часов;
    • страноведение – 54 часа;
    • факультатив по физвоспитанию – 54 часа.

    Кроме практических занятий слушатели посещают лекции по химии и биологии (1,5 часа через неделю).

    Занятия проводятся в аудиториях кафедр Академии, а также в специально выделенных классах. Для проведения занятий на подготовительном отделении с учащимися-иностранцами назначаются квалифицированные преподаватели, имеющие опыт работы с иностранными студентами. Преподавание ведётся на подготовительном отделении с учётом базовой подготовки иностранных учащихся.

    Учащиеся подготовительного отделения в достаточном количестве обеспечены учебной литературой. Преподаватели подготовительного отделения активно занимаются учебно-методической работой. В процессе обучения на подготовительном отделении осуществляется систематический, поэтапный и итоговый контроль за усвоением изучаемого материала (таблица 8).

     

    Таблица 8 – Результаты итоговых экзаменов на подготовительном отделении иностранных учащихся за период с 2003-2007 гг.

     

    В конце учебного года для иностранных граждан, проходящих обучение на подготовительном отделении, проводятся выпускные экзамены в 2 потока по русскому языку, химии и биологии, которые одновременно являются и вступительными экзаменами в вуз.

     

    3.4. Подготовка специалистов по программам высшего профессионального образования

    Организация учебного процесса в Академии регламентируется действующим законодательством в области высшего профессионального образования, в первую очередь, законами РФ «Об образовании» (№ 12-ФЗ от 13.01.96), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (№ 125-ФЗ от 22.08.96), приказами Минобразования РФ «О комплексной оценке деятельности учебного заведения» (№ 864 от 12.11.99) и Уставом Академии.

    На заседаниях Учёного совета неоднократно обсуждался вопрос о внедрении элементов подготовки специалистов, отвечающих требованиям Болонского процесса. Решались вопросы по совершенствованию качества подготовки специалистов, информатизации учебного процесса, разработки новых образовательных технологий. Реализация учебных планов и рабочих программ в Академии осуществляется по единой образовательной системе, включающий методическое обеспечение учебных тем, лекций и практических занятий, различные варианты управления самостоятельной работой студентов, проведение производственной практики. На кафедрах продолжают разрабатывать учебно-методические комплексы дисциплин для улучшения качества подготовки специалистов. Общее руководство методической работой осуществляет Центральный-методический совет (ЦМС).

    Учебно-методический комплекс (УМК) создаётся в целях повышения качества преподавания и учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, внедрения в учебный процесс последних достижений науки и практики. УМК – это комплект учебных, учебно-методических, раздаточных, наглядных, аудио-, видео и мультимедийных материалов по учебной дисциплине рабочего плана специальности, необходимых для организации и осуществления с их помощью учебного процесса. УМК в обязательном порядке формируется по всем дисциплинам учебного плана, а требования положения обязательны для всех преподавателей Академии.

     

    Структура учебно-методического комплекса

    Учебно-методический комплекс учебной дисциплины в обязательном порядке включает:

    1. 1. Копию рабочего учебного плана, разработанного в соответствие с Государственным образовательным стандартом, утверждённым учредителем и согласованным с УМО по «Фармации».
    2. 2. Типовую программу по дисциплине, утверждённую Руководителем Департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России, одобренную УМО и согласованную с Руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России.

    На основании указанных федеральных компонентов в структуру УМК каждая кафедра разрабатывает и включает:

    1. 3. Пояснительную записку к рабочей программе (определяя цели и задачи и место дисциплины в учебном процессе).
    2. 4. Рабочую программу по дисциплине, разрабатываемую каждой кафедрой на основе типовой программы по дисциплине, и в обязательном порядке включающей два плана:
    • учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (с расшифровкой тем и часов);
    • учебно-тематический план лабораторных, практических или семинарских занятий с указанием тем, часов, методических рекомендаций с контрольными вопросами и заданиями.

    Оформление рабочей программы и двух указанных планов выполняется или в виде таблицы или в текстовом варианте.

    1. 5. Учебно-методические материалы (УММ) по изучению дисциплины для студентов, представляющие собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовывать процесс изучения данной дисциплины. При разработке всех УММ учитывается то, что часть курса студентом изучается самостоятельно.

    УММ разрабатываются по следующим видам занятий учебного плана:

    • по лекционному курсу;
    • по практическим (семинарским) лабораторным занятиям;
    • по профессиональной практике (ознакомительной, учебной и производственной);
    • по курсовым и дипломным работам.

    В состав УММ лекционного курса включается:

    • учебники и учебные пособия, разработанные преподавателями кафедры, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном виде или электронном представлении (электронный учебник; файл с содержанием материала, излагаемого на лекциях, файл с раздаточным материалом);
    • тесты и задания по всем темам лекций для самоконтроля студентов;
    • список учебной литературы, рекомендуемой студентам в качестве основной и дополнительной по темам лекций.

    В состав УММ по практическим (семинарским) лабораторным занятиям включаются два основных компонента разработок:

    • методические указания для студентов;
    • методические указания для преподавателей.

    Методические указания для студентов содержат:

    • план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем занятий, объёма аудиторных часов по каждой теме;
    • краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, изучаемых на этих занятиях;
    • вопросы, выносимые на обсуждение и изучение; список литературы;
    • тексты ситуаций для анализа заданий, задач и т.п., рассматриваемых на занятиях.

    Методические указания для преподавателей содержат:

    • методику проведения занятий;
    • порядок решения задач;
    • методику обсуждения деловых ситуаций и т.д.

    Учебно-методические материалы по практике (ознакомительной, учебной или производственной) включают:

    • перечень предприятий, организаций, заключивших договора с Академией;
    • график прохождения практики;
    • порядок оформления отчетов студентов по практике;
    • методические указания по организации и проведению практики;
    • методические рекомендации для преподавателей, руководящих практикой, определяющие методику проведения практики и консультаций, критерии оценки прохождения практики;
    • порядок защиты отчёта по практике.

    Учебно-методические материалы по курсовым и дипломным работам включают:

    • перечень тем для написания курсовых и дипломных работ, порядок их оформления;
    • методические разработки для выполнения курсовых и дипломных работ (экспериментальная часть);
    • Положение о защите дипломных работ.

    В учебно-методический комплекс в раздел «Учебно-методические материалы» в обязательном порядке включён словарь терминов и персоналий, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. Термины могут привязываться к темам или располагаться в алфавитном порядке.

    Особый раздел учебно-методических материалов посвящён формам текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля. В этот раздел входят:

    • примерные темы рефератов;
    • варианты контрольных работ, тесты (материалы представляют собой набор заданий, позволяющих определить усвоение отдельных тем учебной программы), тесты для текущего и тесты для итогового контроля;
    • перечень выносимых на экзамен или зачёт вопросов (устных или письменных);
    • контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу, перечень практических умений, тесты к практическим умениям;
    • программу Государственного итогового экзамена, вопросы к собеседованию, тесты, контрольные вопросы к экзаменам по практическим умениям.

    Организация контроля содержания и качества разработки УМК

    Контроль содержания и качества разработки УМК возлагается на кафедру-разработчика, цикловые методические комиссии, ЦМС и Учёный совет Академии. Кафедра-разработчик осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМК. С этой целью своевременно рассматривается, рецензируется и передаётся для утверждения на Учёном совете рабочая программа по соответствующей дисциплине; на ЦМК и ЦМС рассматриваются учебные и учебно-методические материалы, разработанные кафедрой; кафедрой обеспечивается своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки.

    При апробации УМК в учебном процессе зав. кафедрой или уполномоченное им лицо проводит контрольные посещения занятий с целью оценки преподавательского мастерства преподавания, соответствия излагаемого материала учебной программе, уровня освоения учебного материала студентами. Результаты контрольных занятий обсуждаются на методических совещаниях кафедры и основные выводы доводятся до всех преподавателей кафедры. ЦМС Академии осуществляет контроль результатов апробации УМК в учебном процессе.

    Учёный совет Академии осуществляет периодический контроль содержания качества подготовки УМК и по результатам обсуждения принимает решение и рекомендации по совершенствованию разработанного УМК. Совокупность всех учебных и учебно-методических материалов, входящих в УМК, составляют документацию учебно-методического комплекса, которая является интеллектуальной собственностью кафедры.

    Учебный процесс в Академии организован в соответствии с учебными планами, утверждёнными на Учёном совете Академии в 2000 году. Учебные планы согласованы с Учебно-методическим объединением по фармацевтическому образованию и Департаментом образовательных учреждений и кадровой политики МЗ РФ. Расписание занятий и экзаменов соответствует учебным планам в отношении распределения часов аудиторных занятий между различными циклами дисциплин, семестровой и недельной нагрузки.

    Практическая подготовка специалистов предусматривает проведение практик в соответствии с учебным планом и программами в объёмах, установленных Государственным образовательным стандартом. Квалификационные требования по специальности подготовки имеются на каждой кафедре. Начиная с 1 курса студенты ориентированы на то, что они должны знать и уметь.

    В Академии установлена шестидневная учебная неделя, в течение которой ежедневно предусмотрено 6 академических часов аудиторных занятий. Один академический час составляет 45 минут.

    Поскольку кафедры Академии располагаются в различных учебных корпусах, в расписании предусмотрено время для переезда студентов из одного корпуса в другой. Расписание занятий построено таким образом, чтобы наиболее продуктивно использовать рабочее время. Более трудоёмкие предметы запланированы на утренние часы и первые дни учебной недели. Расписанием занятий предусмотрены также перерывы для приёма пищи.

    Учебное расписание составляется на все виды учебных занятий: на лекционный курс, практические, семинарские занятия, экзаменационные сессии. С целью повышения качества читаемых лекций кафедры уделяют большое внимание новизне и научности предоставляемой информации, сохранению принципа преемственности, определению оптимального соотношения и соответствия лекционного материала и практического занятия. Лекции читаются профессорами и доцентами.

    Практические занятия являются основным звеном в реализации учебного процесса и во многом определяет качество обучения.

    Структура учебного плана реализует системный подход в подготовке выпускника, обозначенный обязательными дисциплинами по ГОСу и дисциплинами регионального компонента, а также элективными курсами. Учебным планом обеспечивается логическая последовательность изложения дисциплин, в рабочих программах дисциплин заложена согласованность содержания и отражены межпредметные связи с другими дисциплинами.

    На младших курсах студенты изучают основы фундаментальных дисциплин, закладывающих базу для изучения общепрофессиональных дисциплин специальности. С 3 курса начинается изучение профессиональных дисциплин, таких как фармакология, фармакогнозия, фармацевтическая химия, фармацевтическая технология, с 6 семестра – управление и экономика фармации, с 9 семестра – биотехнология.

    Последовательность и логичность изучения учебных дисциплин чётко прослеживается. По иностранному языку приобретаются навыки обработки текста и реферирования в соответствии с профилями подготовки: химия лекарственных веществ, лекарственные средства. При изучении латинского языка преобладает фармацевтическая терминология. Дисциплина «История фармации» раскрывает свою профильность через исторический аспект развития фармации, деятельность видных учёных фармации, а также даёт основы фармацевтической этики и деонтологии.

    Дисциплины цикла естественнонаучных, математических, медико-биологических наук направлены на приобретение знаний и умений, необходимых в освоении дисциплин специальности, в практической деятельности и научно-исследовательской работе. в частности: обработка и анализ результатов измерений, математические методы в фармации, использование ЭВМ в фармации.

    Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривает различные виды практики: учебную, производственную – как обязательную составную часть основной образовательной программы подготовки специалистов. В Академии организация практики на всех этапах направлена на обеспечения непрерывности и последовательности овладения студентами практическими навыками в соответствии с требованиями ГОС и учебным планом.

    Учебная и производственная практика проводится в следующем объёме:

    1 курс

    • ознакомительная практика по УЭФ – 1 неделя;
    • учебно-полевая практика по ботанике – 2 недели.

    2 курс

    • пропедевтическая практика по фармацевтической технологии – 1 неделя.

    3 курс

    • учебная практика по фармакогнозии – 3 недели;
    • медицинская ознакомительная практика – 1 неделя.

    4 курс

    • учебная практика по фармацевтической технологии – 2 недели.

    5 курс

    • производственная практика по фармацевтической технологии – 6 недель;
    • производственная практика по контролю качества лекарств – 7 недель;
    • производственная практика по УЭФ – 7 недель,
    • стандартизация лекарственного растительного сырья – 1 неделя.

    Производственная практика является важным разделом подготовки студентов. Во время практики студенты имеют возможность закрепить свои знания, навыки, умения, полученные в течение учебного года, и получить новые стимулы к учебе.

    В Академии имеется общевузовский руководитель практики, который организует проведение практики совместно с заведующими кафедрами и ответственными от кафедр за практику. Общее руководство и контроль осуществляется деканом, проректором по учебной работе. Работа проводится в соответствии с планом организационных мероприятий, который утверждается проректором по учебной работе. Проводится организационная работа со студентами, распределяются места прохождения практики, разъясняются задачи и методика прохождения. Производственная практика проводиться на базах практики, с которыми Академия заключила договоры и оформила паспорта, на все базы практики.

    Итоги прохождения студентами практики, выраженные в среднем балле, представлены в таблице 9.

     

    Таблица 9 – Итоги практики (средний балл)

     

    Как видно из представленной таблицы, практика в целом проходит достаточно успешно. Ответственные за практику преподаватели отмечали хорошую трудовую дисциплину студентов, желание работать и приобретать практические навыки.

    Обеспечение практической направленности подготовки студентов по специальности «Фармация» в соответствии требованиям ГОС и учебными программами дисциплин, регламентирующими перечень необходимых практических навыков, которыми студент должен овладеть в период обучения является базовой основой для формирования профессионального поведения в осуществлении основных видов будущей практической деятельности. Поэтому руководители организаций и учреждений – работодатели выпускников Пятигорской государственной фармацевтической академии в регионах – отмечают их компетентность и высокий профессионализм.

     

    3.5. Послевузовское образование

    Одним из направлений деятельности Академии, которое имеет важное производственное значение, является работа по проведению сертификации специалистов, проводимая в Академии с 1984 года.

    Образовательная деятельность кафедры фармации и управления экономики фармации факультета последипломного образования ведётся в соответствии с ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» ст. 54, ФЗ «О высшем послевузовском образовании», Постановления правительства РФ № 610 от 26.06.95 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении последипломного образования», приказами МЗ РФ и «Положением о факультете последипломного образования», утверждённым Учёным советом Академии.

    С целью повышения качества последипломного образования провизоров и фармацевтов в соответствии с приказом ректора № 29-адм. от 20.04.2000 кафедра управления и экономики фармации была отделена от кафедры фармации и с 01.05.2000 является самостоятельным структурным подразделением Академии. С этой даты кафедра осуществляет самостоятельное делопроизводство, учётно-отчётная документация хранится в делах согласно утверждённой ректором номенклатуре дел.

    Основной функцией кафедры является повышение квалификации практических работников здравоохранения в период их обучения на сертификационных циклах или циклах тематического усовершенствования.

    Целью обучения является освоение слушателями циклов систематизированных теоретических знаний, профессиональных умений и навыков для выполнения самостоятельной работы в должности провизора-организатора.

    Формы обучения: с отрывом от работы или очно-заочная.

    Продолжительность обучения: сертификационный цикл – 1,5 месяца, цикл тематического усовершенствования – 1-2 недели.

    Режим занятий: 6-8 часов ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.

    Штат кафедры представлен квалифицированным научно-педагогическим персоналом. На кафедре работает:

    • 3 профессора – доктора фармац. наук;
    • 5 доцентов – кандидаты фармац. наук;
    • 4 старших преподавателей – 3 кандидата фармац. наук, 1 кандидат мед. наук;
    • 3 ассистента – 1 кандидат фармац. наук и 2 без учёной степени.

    Средний возраст преподавателей по категориям:

    • профессора – 52 года;
    • доценты – 54 года;
    • старших преподаватели – 38 лет;
    • ассистенты – 37 лет.

    Профессорско-преподавательский состав кафедры регулярно и своевременно проходит курсы повышения квалификации. Так, в 2003 году 9 преподавателей кафедры повысили свою квалификацию в ГОУВПО Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова по теме: «Психолого-педагогические основы высшего медицинского и фармацевтического образования». В 2005 году 6 преподавателей кафедры повысили свою квалификацию в ГОУВПО Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Росздрава по теме: «Организация и экономика фармации».

    В 2007 году 4 преподавателя кафедры прошли повышение квалификации на базе этого же вуза по тематике: «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств GMP».

    Основным контингентом слушателей являются лица с высшим и средним фармацевтическим образованием, имеющие необходимый стаж работы по специальности. При проведении цикла тематического усовершенствования «Правовые аспекты оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров» слушателями могут быть работники учреждений здравоохранения с высшим и средним медицинским образованием, обязанностями которых является выписывание рецептов и требований на наркотические лекарственные средства и психотропные вещества, а также их учет в отделениях и кабинетах ЛПУ.

    Занятия проводятся на факультете последипломного образования, выездные циклы в соответствии с заключенными договорами на базе заказчика.

    Профессорско-преподавательский состав кафедры принимает участие в подготовке слушателей и провизоров-интернов, обучающихся на кафедре фармации ФПО, т.к. отдельные вопросы дисциплины УЭФ входят в программу подготовки специалистов по специальностям «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

    На кафедре проходят обучение интерны по специальности «Управление и экономика фармации». Кафедра участвует в обучении интернов по специальностям «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

    Структура подготовки по дисциплине УЭФ предусматривает лекции, практические, семинарские занятия, тестовый контроль, экзамены. Учебный процесс на кафедре осуществляется в соответствии с программой последипломного обучения провизоров по специальности «Фармация», отвечающей требованиям профессионального образовательного стандарта. Данная программа утверждена в 2003 году руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Н.Н. Володиным.

    Действующая унифицированная программа включает в себя рабочие программы и учебные планы для циклов разной направленности (сертификационные, аттестационные, общего усовершенствования, тематического усовершенствования и профессиональной переподготовки).

    При организации занятий на выездных циклах кафедра, с учётом пожелания заказчика, пользуется правом внесения изменений в содержание рабочей программы и учебных планов в объёме, не превышающем 15% учебных часов.

    Учебный план цикла включает в себя наименование дисциплин, предусмотренных программой и количество часов по дисциплинам (по видам занятий).

    Рабочая программа включает в себя учебно-тематический план цикла, в котором дан перечень тем лекций и занятий по дисциплинам, участвующим в этом цикле и количество часов по каждой теме лекций, занятий.

    С начала января 2007 года повышение квалификации провизоров по специальности «Управление и экономика фармации» осуществляется по учебным планам, учебно-тематическим планам и рабочей программе, разработанным сотрудниками кафедры в 2005 году (утверждены на ЦМС ГОУ ВПО Пятигорская государственная академия Росздрава 14.09.2005). В этих документах учтены требования Образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности 040501 «Управление и экономика фармации», утверждённом УМО медицинских и фармацевтических вузов России в 2005 году.

    Учебный процесс базируется на методических материалах, разработанных преподавателями кафедры (методические указания, методические разработки к лабораторным занятиям, курсы лекций, тесты). Используемые методические материалы рассмотрены и утверждены УМО или на ЦМС.

    Занятия для интернов проводятся в соответствии с учебным планом, учебно-тематическим планом и рабочей программой первичной годичной послевузовской подготовки (интернатура) по специальности 040501 «Управление и экономика фармации», которые разработаны профессорско-преподавательским составом кафедры и утверждены на заседании ЦМС от 03.09.04.

    Учебный процесс на кафедре организован в соответствии с учебно-производственным планом, утверждённым учредителем и календарным планом-графиком учебного процесса на ФПО.

    Для повышения результативности учебного процесса используется обучение слушателей по индивидуальным графикам (при оформлении соответствующих документов в деканате ФПО). С этой же целью на занятиях проводится анализ конкретных производственных ситуаций, который обычно осуществляется в форме дискуссии.

    Для контроля качества знаний слушателей и интернов преподаватели кафедры на занятиях проводят собеседование. По окончании сертификационного цикла кафедрой проводится тестирование и цикловой экзамен; формой итогового контроля на циклах тематического усовершенствования является проведение зачётного занятия.

    При проведении выездных очно-заочных циклов дополнительной формой контроля самоподготовки слушателя выполняется курсовая работа по темам, предложенным кафедрой, или тему курсовой работы слушатели выбирают самостоятельно в соответствии с интересующей их проблемой.

    Некоторые теоретические разделы дисциплины УЭФ (маркетинг, ДЛО, правовые аспекты оборота наркотиков) читаются на циклах преподавателями кафедры фармации ФПО без протоколов согласования и сквозных программ, с учётом запросов органов здравоохранения.

    Методическая работа кафедры УЭФ ФПО осуществляется в соответствии с содержанием Унифицированной программы по специальности «Управление и экономика фармации».

    В связи с ежегодным введением в практику фармации новых нормативных и законодательных актов, изменений существующих нормативно-правовых документов возникает необходимость постоянного внесения изменений и дополнений в лекции и занятия. С учётом запросов слушателей и органов управления аптечной службой подготавливаются циклы по актуальным вопросам. Для этого осуществляется разработка учебных планов и рабочих программ.

    В отчётный период были подготовлены и утверждены на ЦМС:

    Сертификационные циклы:

    • учебный план и рабочая программа сертификационного цикла «Актуальные вопросы фармации» – на 144 часа (составители: доц. Кулик В.В., доц. Телицын В.И.), утверждён 12.01.2004;
    • учебный план и учебно-тематический план аттестационного (сертификационного) цикла по специальности «Управление и экономика фармацевтических организаций» – 216 часов (составители: доц. Кулик В.В., доц. Телицын В.И.), утверждён проректором по УР 15.01.2007.

    Тематические циклы:

    • учебный план и учебно-тематический план цикла тематического усовершенствования «Основы лекарственного обеспечения и обслуживания санаторно-курортного и восстановительного лечения» – 72 часа (составители: доц. Бучнев Б.П., ст. преподаватель Манар Абделькрим, ст. преподаватель Кондратов С.Ю., провизор Новикова Л.Ю.), утверждены 02.05.06.

    В связи с утверждением нового Образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны пакеты учебных, учебно-тематических планов и рабочих программ:

    • учебный план, учебно-тематический план и рабочая программа первичной годичной послевузовской подготовки (интернатура) по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» – 1728 часов (составители: проф. Парфейников С.А., проф. Андреева И.Н., доц. Кулик В.В., ст. преподаватель Сотникова Е.М.), утверждено на заседании ЦМС Академии 03.09.04;
    • учебные планы, учебно-тематические планы и рабочая программа последипломного обучения провизоров по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» (составители: проф. Парфейников С.А., проф. Андреева И.Н., доц. Кулик В.В., доц. Телицын В.И., ст. преподаватель Сотникова Е.М., ст. преподаватель Кондратов С.Ю.), утверждено на заседании ЦМС Академии 14.09.05, протокол № 2, для проведения следующих циклов:
    • сертификационного цикла общего усовершенствования «Управление и экономика фармацевтических организаций» – 504 часа;
    • сертификационного (аттестационного) цикла «Управление и экономика фармацевтических организаций» – 156 часов;
    • тематического усовершенствования «Управление фармацевтической службой» – 156 часов;
    • тематического усовершенствования «Экономика фармацевтических организаций» – 72 часа;
    • тематического усовершенствования «Организация работы аптек» – 78 часов;
    • тематического усовершенствования «Снабжение и экономика фармацевтических организаций» – 72 часа;
    • тематического усовершенствования «Лекарственное обеспечение стационарных больных» – 78 часов;
    • тематического усовершенствования «Управление фармацевтическими организациями» – 72 часа;
    • тематического усовершенствования «Маркетинговая деятельность фармацевтических организаций» – 72 часа;
    • тематического усовершенствования «Контроль фармацевтической деятельности» – 72 часа;
    • тематического усовершенствования «Фармацевтическая информатика» – 72 часа;
    • тематического усовершенствования «Психология управления персоналом фармацевтической организации» – 78 часов.

    В 2007 учебном году на кафедре УЭФ разработан учебный и учебно-тематический планы сертификационного цикла «Управление и экономика фармации» для лиц со средним фармацевтическим образованием (автор Бучнев Б.П.).

    На базе Академии в отчётном периоде были изданы: 2 монографии, 2 курса лекций, 1 справочное пособие, 4 сборника тестовых заданий для оценки освоения учебной программы по специальности «Управление и экономика фармации», 7 учебно-методических указаний, 13 методических указаний, 12 учебно-методических пособий, 4 учебных пособия. Полный перечень методических материалов, разработанных кафедрой в отчётном периоде, приводится ниже в хронологическом порядке:

    • Перспективы использования фитотерапии в санаторно-курортной практике – Монография, – Пятигорск, ПятГФА, 2003, – 243 с. (авторы: Андреева И.Н., Хаджиева Д., Пантюхин А.В.);
    • Учебно-методические указания «Анализ имущественного и финансового состояния аптечного предприятия на основе бухгалтерской отчетности» (составитель: ст. преподаватель Кулик В.В.), утверждены на заседании ЦМС Академии 02.09.03;
    • Справочное пособие «Лекарственные средства растительного происхождения» (составители: Денисенко О.Н., Челомбитько В.А., Парфейников С.А., Акопов А.А., Рожнова С.А., Харченко А.В., Житарь Б.Н.), рассмотрено на совещании учебно-методической проблемной комиссии по фармакогнозии и ботанике Министерства здравоохранения РФ. – 2003;
    • Тестовые задания для оценки усвоения учебной программы по циклам: профессиональная переподготовка (ПП), общее усовершенствование (ОУ), сертификационный цикл (СЦ), тематическое усовершенствование (ТУ) (составители: доц. Парфейников С.А., доц. Бучнев Б.П., доц. Козлов Н.Е., доц. Кулик В.В., ст. преп. Долгих А.С., ст. преп. Сотникова Е.М., ст. преп. Кондратов С.Ю., ст. преп. Телицын В.И., ст. преп Хачатрян М.М., ст. преп. Батуров А.В.), утверждены на заседании ЦМС Академии 02.09.03;
    • Тестовые задания для оценки усвоения учебной программы по сертификационному циклу (СЦ) (составители: доц. Парфейников С.А., доц. Бучнев Б.П., доц. Козлов Н.Е., доц. Кулик В.В., ст. преп. Долгих А.С., ст. преп. Сотникова Е.М., ст. преп. Кондратов С.Ю., ст. преп. Телицын В.И., ст. преп. Хачатрян М.М., ст. преп. Батуров А.В.), утверждены на заседании ЦМС Академии 02.09.03;
    • Тестовые задания для оценки усвоения учебной программы по циклу профессиональной переподготовки (ПП) (составители: доц. Парфейников С.А., доц. Бучнев Б.П., доц. Козлов Н.Е., доц. Кулик В.В., ст. преп. Долгих А.С., ст. преп. Сотникова Е.М., ст. преп. Кондратов С.Ю., ст. преп. Телицын В.И., ст. преп Хачатрян М.М., ст. преп. Батуров А.В.), утверждены на заседании ЦМС Академии 02.09.03;
    • Методические указания для слушателей по подготовке к тестовым заданиям по циклам: профессиональная переподготовка (ПП), общее усовершенствование (ОУ), сертификационный цикл (СЦ), тематическое усовершенствование (ТУ) (составители: доц. Парфейников С.А., доц. Бучнев Б.П., доц. Козлов Н.Е., доц. Кулик В.В., ст. преп. Долгих А.С., ст. преп. Сотникова Е.М., ст. преп. Кондратов С.Ю., ст. преп. Телицын В.И., ст. преп. Хачатрян М.М., ст. преп. Батуров А.В.), утверждены на заседании ЦМС Академии 02.09.03;
    • Учебно-методические указания «Правовое регулирование трудовых отношений» (составитель: ст. преп. Сотникова Е.М., ст. преп. Кондратов С.Ю., доц. Кулик В.В.), утверждены на заседании ЦМС Академии 02.09.03;
    • Учебно-методические указания «Анализ имущественного и финансового состояния аптечного предприятия на основе бухгалтерской отчетности» (составитель: доц. Кулик В.В.), утверждены на заседании ЦМС Академии 02.09.03;
    • Учебное пособие «Чрезкожные системы доставки лекарственных веществ в организм: создание препаратов, разработка технологии, перспективы развития» (составители: доц. Андреева И.Н., доц. Сысуев Б.Б., Глазкова Т.Ю.), утверждено УМО 49 06.02.03;
    • Учебно-методическое пособие «Физиология кожи и основы фармацевтической косметологии с элементами эстетической медицины» (составители: проф. Бутова О.А, д.ф.н. Кузякова Л.М., доц. Андреева И.Н., доц. Парфейников С.А.). – Ставрополь: Агенство СН, 2003. – 63 с.;
    • Методические указания «Основные положения системы сертификации ЛС в РФ и роль испытательных лабораторий в проведении сертификации» (автор: Хачатрян М.М.), утверждены на заседании ЦМС Академии 30.01.04;
    • Учебно-методическое пособие для интернов и слушателей ФПО «Конфликтология. Кофликты на фармацевтических предприятиях» (авторы: Парфейников С.А., Сотникова Е.М., Андреева И.Н., Хачатрян М.М., Кулик В.В., Кондратов С.Ю, Телицын В.И.), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.04.04;
    • Учебно-методическое пособие «Мотивация персонала» (авторы: Парфейников С.А., Сотникова Е.М., Андреева И.Н., Хачатрян М.М., Кулик В.В., Бучнев Б.П., Телицын В.И., Кондратов С.Ю.), утверждено на заседании ЦМС Академии 14.04.04;
    • Стратегия. Социологизация. Стандартизация сферы обращения ЛС. – Монография, – Пятигорск, ПятГФА, 2004, – 243 с. (авторы: Парфейников С.А., Багирова В.Л.) – ФГУП «Издательство Кавказская здравница» Мин-Воды;
    • Курс лекций для студентов, провизоров-интернов и слушателей факультета повышения квалификации провизоров «Современная психофармакология, Основы фармакотерапии центральной нервной системы» (автор: Рожнова С.А.), утверждён на заседании ЦМС Академии 14.04.04;
    • Методические указания и задания контрольной работы по управлению и экономике фармации для интернов заочной формы обучения (авторы: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Сотникова Е.М., Хачатрян М.М., Кулик В.В., Кайшева Н.Ш.), утверждены на заседании ЦМС Академии 03.09.04;
    • Методические указания и задания контрольной работы по управлению и экономике фармации для интернов очной формы обучения (авторы: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Сотникова Е.М., Хачатрян М.М., Кулик В.В., Кайшева Н.Ш.), утверждены на заседании ЦМС Академии 03.09.04;
    • Методические указания и задания по выполнению, оформлению и защите выпускных работ) по специальности «Управление и экономика фармации» для провизоров-интернов (авторы: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Сотникова Е.М., Хачатрян М.М., Кулик В.В., Кайшева Н.Ш.), утверждены на заседании ЦМС Академии 03.09.04;
    • Учебное пособие «Биологически активные добавки к пище как особая категория товаров аптечного ассортимента. Государственное регулирование рынка БАД к пище в Российской Федерации» (авторы: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Сотникова Е.М., Е.М. Ковалева);
    • Учебно-методическое пособие для провизоров-интернов и слушателей ФПО «Контрольно-разрешительная система обеспечения качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и мед. техники» (авторы: Парфейников С.А., Кайшева Н.Ш., Хачатрян М.М., Андреева И.Н., Сотникова Е.М.), утверждено на заседании ЦМС Академии 17.11.04;
    • Методические указания для слушателей и интернов очной и заочной формы обучения «Контрольно-разрешительная система обеспечения качества лекарственных средств, мед. техники и изделий медицинского назначения» (авторы: Парфейников С.А., Кайшева Н.Ш., Хачатрян М.М., Андреева И.Н., Сотникова Е.М.), утверждены на заседании ЦМС Академии 17.11.04;
    • Учебное пособие для слушателей и интернов очной и заочной формы обучения «Космецевтические средства как особая категория товаров аптечного ассортимента. Государственное регулирование рынка космецевтических средств в Российской Федерации» (авторы: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Сотникова Е.М., Кайшева Н.Ш., Хачатрян М.М.), утверждено на заседании ЦМС Академии 17.11.04;
    • Учебное пособие для провизоров-интернов и слушателей ФПО «Система сертификации лекарственных средств в Российской Федерации и роль испытательных лабораторий в проведении сертификации» (авторы: Хачатрян М.М., Андреева И.Н., Кайшева Н.Ш.), утверждено на заседании ЦМС Академии 21.12.05;
    • Тестовые задания для оценки освоения учебной программы по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» (составители: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Телицын В.И., Козлов Н.Е., Кулик В.В., Бучнев Б.П., Хачатрян М.М., Кайшева Н.Ш., Сотникова Е.М., Кондратов С.Ю,), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Билеты к курсовому экзамену по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» (составители: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Телицын В.И., Козлов Н.Е., Кулик В.В., Бучнев Б.П., Хачатрян М.М., Кайшева Н.Ш., Сотникова Е.М., Кондратов С.Ю,), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Билеты к сертификационному экзамену по специальности 040501 «Управление и экономика фармации» (составители: Парфейников С.А., Андреева И.Н., Телицын В.И., Козлов Н.Е., Кулик В.В., Бучнев Б.П., Хачатрян М.М., Кайшева Н.Ш., Сотникова Е.М., Кондратов С.Ю.), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Методические указания для провизоров-организаторов и слушателей ФПО «Формирование ассортимента гиполипидемических лекарственных средств и БАДов к пище в аптечных учреждениях» (авторы: Парфейников С.А., Хачатрян М.М., Кондратов С.Ю., Манар А., Цахилова Е.Н., Писаренко Е.Н.), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Методические указания для провизоров-организаторов и слушателей ФПО «Создание механизма совершенствования управления фармацевтическим предприятием, повышающего экономическую эффективность деятельности аптечного учреждения в территориальных образованиях Ростовской области» (авторы: Парфейников С.А., Хачатрян М.М., Кондратов С.Ю., Манар А., Цахилова Е.Н., Писаренко Е.Н.), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Методические указания для провизоров-организаторов и слушателей ФПО «Проведение маркетинговых исследований гиполипидемических лекарственных препаратов на региональном уровне» (авторы: Парфейников С.А., Хачатрян М.М., Кондратов С.Ю., Манар А., Цахилова Е.Н., Писаренко Е.Н.), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Методические указания для провизоров-организаторов и слушателей ФПО «Проведение маркетинговых исследований рынка противоопухолевых лекарственных средств, применяемых для лечения рака молочной железы на фармацевтическом рынке РСО-Алания» (авторы: Парфейников С.А., Хачатрян М.М., Кондратов С.Ю., Манар А., Цахилова Е.Н., Писаренко Е.Н.), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Методические указания для провизоров-организаторов и слушателей ФПО «Пути повышения социальной и экономической эффективности управления лекарственным обеспечением населения и ЛПУ Ростовской области» (авторы: Парфейников С.А., Хачатрян М.М., Кондратов С.Ю., Манар А., Цахилова Е.Н., Писаренко Е.Н.), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Учебно-методические указания для интернов и слушателей ФПО «Правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и их прекурсоров» (авторы: Хачатрян М.М., Сотникова Е.М., Парфейников С.А., Кайшева Н.Ш., Андреева И.Н., Телицын В.И., Козлов Н.Е., Кулик В.В., Бучнев Б.П., Кондратов С.Ю.), утверждены на заседании ЦМС Академии 14.09.05;
    • Учебно-методические указания для интернов и слушателей ФПО «Опрос как метод сбора информации» (автор: Чепракова В.А., Парфейников С.А., Андреева И.Н.), утверждены на заседании ЦМС Академии 03.03.06;
    • Учебно-методические указания для провизоров-интернов и слушателей ФПО «Фармацевтическая логистика» (авторы: Кайшева Н.Ш., Парфейников С.А., Видяева О.А., Хачатрян М.М.), утверждены на заседании ЦМС Академии 03.03.06;
    • Учебно-методическое пособие для провизоров-интернов и слушателей ФПО «Делопроизводство аптечных организаций. Документооборот» (автор: Микаэлян М.Ф., Бондарева Т.М.), утверждено на заседании ЦМС Академии 03.03.06;
    • Учебное пособие для слушателей ФПО и провизоров-интернов «Некоторые аспекты, регулирующие обращение наркотических средств и психотропных, веществ» (авторы: Калугмн В.В., Парфейников И.С., Парфейников С.А., Хачатрян М.М., Выдрина Т.В.), утверждено на заседании ЦМС Академии 03.03.06;
    • Методические указания для интернов и слушателей ФПО «Инновационные технологии и система организации лекарственного обеспечения в зарубежных странах и их применение с учетом особенностей фармацевтического рынка в Российской Федерации» (автор: Манар Абделькрим), утверждены на заседании ЦМС Академии 05.09.06;
    • Учебно-методическое пособие для провизоров-организаторов и слушателей ФПО «Налоги, налогообложение физических лиц и юридических лиц (аптечных предприятий)» (авторы: Телицын В.И., Парфейников С.А., Хачатрян М.М.), утверждены на заседании ЦМС ПятГФА 05.09.06;
    • Учебно-методическое пособие для провизоров-интернов и слушателей ФПО «Основы сервисной деятельности в аптечных учреждениях» (авторы: Бондарева Т.М., Кимадзе М.И., Манар А., Микаэлян М.Ф.), утверждено на заседании ЦМС Академии 23.06.07;
    • Учебно-методическое пособие для провизоров-интернов и слушателей ФПО «Социально-экономические основы кадрового менеджмента. Кадровое планирование: его задачи и этапы. Подбор, расстановка кадров, определение заработной платы, обучение. Современные формы и методы повышения квалификации для аптечных работников» (авторы: Парфейников С.А., Бондарева Т.М.), утверждено на заседании ЦМС Академии 23.06.07;
    • Методические указания для интернов и слушателей ФПО «Маркетинговые исследования по квалификационному отбору уполномоченных предприятий на поставку товаров для государственных нужд на региональном уровне» (авторы: Парфейников С.А., Кулик В.В., Манар А., Кимадзе М.И., Микаэлян М.Ф.), утверждены на заседании ЦМС Академии 23.06.07;
    • Учебно-методическое пособие для провизоров-интернов и слушателей «Психология управления фармацевтической организацией: принципы и методы» (авторы: Андреева И.Н., Парфейников С.А., Кимадзе М.И., Кондратов С.Ю., Микаэлян М.Ф.), утверждены на заседании УМО, решение 774 от 16.11.07;
    • Дневник интерна по специальности «Управление и экономика фармации» (составитель: доц. Бучнев Б.П.), 2003 г.

    Кроме этого, преподавателями кафедры регулярно, с учётом современных требований и содержания нормативно-правовых документов, проводится редактирование текста экзаменационных билетов.

    За отчётный период кафедрой УЭФ проведено 105 выездных циклов, 43 стационарных цикла. Выездные циклы проводились в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской области, Кабардино-Балкарии, Дагестане, РСО-Алании.

    Унифицированная программа последипломного обучения провизоров по специальности «Фармация» предусматривает только итоговый контроль, который заключается в тестировании слушателей и проведении экзаменов – циклового и сертификационного, что и является критерием качества подготовки слушателей и провизоров-интернов. За период с 2003 по 2007 гг. по специальности «Управление и экономика фармации» свою квалификацию повысили 2485 специалистов.

    Проводимый итоговый контроль (цикловой экзамен и тестирование) дал следующие результаты:

    • экзамен курсовой – средний балл – 4,70;
    • тестирование – средний балл – 4,69.

    Кафедра фармации осуществляет последипломное обучение провизоров-интернов в годичной интернатуре и специалистов практической фармации с высшим и средним фармацевтическим и медицинским образованием на сертификационных циклах и циклах тематического усовершенствования продолжительностью от 36 до 288 часов по специальностям фармацевтическая технология, фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармакология.

    В основу учебной и методической деятельности кафедры положена «Унифицированная программа последипломного обучения провизоров по специальности «Фармация» (2003). В соответствии с запросами практической фармации и изменяющейся нормативно-правовой базой в сфере обращения лекарств в реализуемые кафедрой программы систематически вносятся изменения в рамках разрешённого 20% регионального компонента, а также разрабатываются новые программы циклов тематического усовершенствования, учитывающие особенности реализации национального проекта «Здоровье».

    С 2003 по 2007 гг. на кафедре дополнительно к Унифицированной программе разработаны и реализуются следующие программы:

    • СЦ «Актуальные вопросы фармации по контролю лекарственных средств и растительному лекарствоведению» (очно-заочная форма обучения);
    • СЦ «Актуальные вопросы фармации» (очно-заочная форма обучения);
    • СЦ «Современные аспекты работы фармацевтов» (очная форма обучения);
    • СЦ «Современные аспекты работы фармацевтов» (очно-заочная форма обучения);
    • СЦ «Фармацевтическая технология»(очно-заочная форма обучения);
    • ТУ «Современные проблемы реализации и рационального применения биологически активных добавок к пище (БАД)»;
    • ТУ «Проблемы консультационной работы аптек по обеспечению ответственного самолечения (в соответствии с ОСТ «Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях»)»;
    • ТУ «Современные аспекты контроля качества лекарственных средств и растительного лекарствоведения»;
    • ТУ «Современные аспекты лекарствоведения (для провизоров, фармацевтов и медицинских работников»;
    • ТУ «Современные требования к деятельности уполномоченных по качеству в аптеке»; - Программа специализации по фармацевтической гомеопатии;
    • Программа специализации по фитотерапиии.

    Новые программы тематического усовершенствования (ТУ) и изменения в программы сертификационных циклов рассматриваются ЦМК факультета и утверждаются ЦМС Академии. В соответствии с пересмотренными программами корректируются или разрабатываются вновь тестовые задания, экзаменационные билеты, ситуационные задачи и другие формы контрольно-измерительных материалов.

    Программы последипломного обучения специалистов реализуются:

    1. В годичной интернатуре для выпускников вузов в виде лекционных курсов, практических и семинарских занятий в соответствии с учебным планом, стажировки на различных рабочих местах в оптовых и розничных фарморганизациях. В процессе обучения предусмотрена промежуточная аттестация по теоретически изучаемым разделам, тестирование по отдельным темам, оформление дневников стажировки. Выпускники интернатуры защищают курсовые работы по выбранной дисциплине, проходят тестирование и собеседование на право получения сертификата специалиста.

    2. На сертификационных циклах по очной и очно-заочной формам в объеме 144-160 часов. Наиболее востребованной практической фармацией формой обучения является проведение выездных очно-заочных циклов с частичным отрывом специалистов от работы. Для оценки знаний слушателей в рамках заочной части выполняются вариантные контрольные работы, в конце циклов проводятся экзамены или защита курсовых работ. Специалисты, претендующие на получение сертификата, проходят тестирование и собеседование по дисциплине сертификата.

    3. На циклах тематического усовершенствования по очной форме в объеме 36-144 часов в виде лекционных курсов, семинаров, конференций с тестированием или устным зачётом по завершении цикла и выдачей удостоверений о краткосрочном или тематическим усовершенствованием установленного образца.

    Штат кафедры представлен квалифицированным научно-педагогическим и учебно-вспомогательным персоналом. 100% преподавателей имеют научные степени. Штат ППС составляет 18 ед., в т.ч. 3 ед. на внебюджетном финансировании.

    На кафедре работают 5 докторов наук (3 – фармацевтических, 1 – медицинских, 1 – биологических наук), 3 из которых на должностях профессора кафедры. 2 доктора наук имеют звание профессора, 1 – заслуженный деятель науки РФ. 8 кандидатов наук занимают должности доцентов, 1 канд. фармац. наук – должность ассистента. Средний возраст преподавателей составляет 58,8 лет, в том числе: доктора наук – 63 года, кандидаты наук – 56,6 лет.

    На кафедре проводится определённая работа по подготовке и повышению квалификации преподавательского состава. В аспирантуре обучаются 3 сотрудника кафедры (руководитель проф. Денисенко О.Н.). За период 2003-2007 гг. 2 сотрудника кафедры защитили кандидатские диссертации, 1 – докторскую диссертацию. Все работающие на кафедре преподаватели прошли повышение квалификации в 2003 г. на выездном цикле ФПКП ММА им. Сеченова «Психолого-педагогические основы высшего медицинского и фармацевтического образования»; 10 преподавателей – в 2007 г. на выездном цикле ММА им. Сеченова «Обеспечение организации производства и контроля качества лекарственных средств в соответствии с правилами GMP».

    Учётно-отчётная документация кафедры ведётся в соответствии с перечнем и номенклатурой дел, утверждаемой ректором Академии. Для каждого цикла составляется расписание, заводится журнал, ведутся ведомости тестирования и экзаменов. Слушатели зачисляются на циклы приказом ректора после представления документов, подтверждающих образование и стаж работы по специальности. Приказами по Академии также оформляются выдача свидетельств о прохождении обучения, допуск к сертификационному экзамену с указанием специальности и утверждается решение сертификационной комиссии о выдаче по результатам экзамена соответствующего сертификата. По каждому циклу куратором составляется отчёт, сдаваемый в деканат и в дела кафедры.

    Методическая работа кафедры осуществляется в соответствии с реализуемыми учебными программами и «Унифицированной программой последипломного обучения провизоров» по специальностям «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия». Она ориентирована на совершенствование учебного процесса, повышение информативности и оперативности преподавания, совершенствовании форм и методов контроля, индивидуализацию подходов и обучению специалистов с разным уровнем знаний и умений.

    Методическая работа сотрудников кафедры включает разработку и систематический пересмотр учебных пособий и методических рекомендаций, используемых как для проведения практических занятий, так и для самостоятельной работы слушателей в рамках очно-заочных циклов.

    За последние 4 года преподавателями кафедры подготовлены и изданы:

    • 3 учебника («Фармакология с рецептурой», «Учебник фармакологии для фармацевтических училищ», «Основы клинической фармакологии и фармакотерапии»);
    • 3 учебных пособия («Современные аспекты производства и реализации БАД», «Алкалоиды лекарственных растений», «Современные аспекты легального оборота и контроля наркотических средств и психотропных веществ») объёмом от 5 до 12 печатных листов;
    • 4 методические рекомендации («Современные аспекты мягких лекарственных форм», авторы Бережная Л.А., Блинова Т.И., Федорова Е.П., др.; «Некоторые вопросы взаимодействия лекарств в организме», авторы Гаевый М.Д., Денисенко О.Н., Блинова Т.И., др.; «Возрастные лекарственные формы», авторы Бережная Л.А., Сбежнева В.Г., Федорова Е.П., др.; «Ветеринарные лекарственные формы», авторы Блинова Т.И., Кобыльченко Н.В., Денисенко О.Н.);
    • переработаны и переизданы 3 методические разработки по темам Унифицированной программы.

    Объём разрабатываемых пособий и рекомендаций составляет от 50 до 230 страниц, что позволяет использовать их как на бумажных, так и на электронных носителях не только в учебном процессе, но и в практической работе аптек и других фармацевтических организаций.

    Вновь разрабатываемые и издаваемые учебно-методические брошюры вместе с изданными ранее, но актуальными и в настоящее время, позволили сформировать полные комплекты методических разработок по всем темам (блокам) или видам обучения слушателей в соответствии со всеми реализуемыми программами.

    Учебно-методическая работа постоянно совершенствуется. Помимо традиционных лекций и практических занятий проводятся семинары и конференции, деловые игры и разборы ситуационных задач, консультации и видеопрезентации по актуальным вопросам фармации, практикумы по фармакогнозии в местах произрастания лекарственных растений и экскурсии на предприятия фармацевтической промышленности. Новым направлением работы кафедры является использование в технологии учебно-педагогического процесса проблемно-ориентированного обучения, обеспечивающего активное участие слушателей в процессе обучения, а также введение в практику работы интегрированных курсов с преподаванием и контролем знаний по модульному принципу с индивидуальным подходом к специалистам с разным уровнем подготовки и практических навыков.

    Пути и способы совершенствования учебного процесса на кафедре изложены в 9 опубликованных сотрудниками за последние 4 года научно-методических работах, доложенных на методических конференциях Академии и общероссийской методической конференции в г. Воронеже.

     

    Подготовка в аспирантуре

    Послевузовская подготовка в Академии научно-педагогических кадров проводится через аспирантуру.

    Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям науки и научным специальностям в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников. Аспирантура в Академии открыта по 6 специальностям: биохимия; ботаника; биотехнология; фармакология, клиническая фармакология; технология лекарств и организация фармацевтического дела; фармацевтическая химия, фармакогнозия. За последние 5 лет обучение в аспирантуре проводилось по всем специальностям (Приложение 9).

    Приём и подготовка аспирантов осуществляется в соответствии с Положением «О подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации», утверждённым приказом Министерства образования Российской Федерации № 814 27.03.1998 с изменениями в соответствии с приказами Министерства образования Российской Федерации № 780 от 16.03.2000 и № 3410 от 27.11.2000.

    При поступлении в аспирантуру учитываются рекомендации Учёного совета, деканата, ходатайства кафедр, успеваемость, работа в Студенческом научном кружке, наличие опубликованных работ, выступлений на научных конференциях различного уровня, участие в конкурсах и получение грантов.

    Ежегодно в Академии проводятся научные и научно-практические конференции молодых учёных с изданием сборников научных трудов. За период с 2002-2006 гг. аспирантуру закончили 86 человек.

    На 1 июня 2008 г. в Академии обучались 84 аспиранта, из них 34 – по очной форме и 50 – по заочной.

     

     

     
    Home Mail Sitemap